Сыны Божии и дочери человеческие

«тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:2). "СыныБожии..." (Быт.6). «Это – одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого здесь должно разуметь под «сынами Божиими», - А.П. Лопухин. При исследовании Библии важно учитывать, что оригинальным языком ее написания был древнееврейский. Арамейский, которым написано несколько глав в книге Ездры и Даниила, это тоже «язык, относящийся к северо-западной группе семитских языков. В целом арамейский язык близок к ивриту… Почти на всех своих этапах арамейский язык тесно связан с историей еврейского народа и еврейской культуры» (Электронная еврейская энциклопедия).
Хотя Апостольские Писания и используют древнегреческий, они, за исключением книг евангелиста Луки, тоже были написаны иудеями, носителями семитского менталитета. Однако и сам Лука унаследовал библейский образ мышления в силу своей связи с народом Священного Писания. Лингвистический термин, который отражает особенности библейского языка в силу историко-культурной среды, в которой было дано Священное Писание. Одной из таких особенностей являются гебраизмы. «Гебраизм – слово или выражение, заимствованное из древнееврейского языка» (Новый словарь русского языка). Дословный перевод гебраизмов на русский язык, как и любых идиоматических выражений с одного языка на другой, далеко не всегда корректно передает оригинальный смысл. В качестве иллюстрации, попытайтесь перевести с русского на другой неродственный язык фразу «посадить в калошу», или «показать кузькину мать». Даже если Вы перевели все слова правильно, изначальный смысл русской фразы будет потерян, если не сопроводить этот перевод необходимыми комментариями, либо нужно, не переводя буквально, подыскать динамический эквивалент. Евр. ben. Означает не последовательность, а принадлежность. При встрече евреи расспрашивали о всей родне, называя встретившегося их сыном – ben. Поэтому Христос, посылая учеников на проповедь Евангелия запретил приветствовать всех на дороге, иначе они не смогли бы никуда попасть.

«Сыны Божии» в книге Еноха
Идея «Сынов Божиих» как Ангелов пришла из апокрифической книги Еноха. Книга Еноха относится к неканоническим, которые не достоверны и содержат в себе ложь и извращения Библейских повествований. Три лжеучения вложены в ее повествование:
1) Енох.2:2: «И ангелы, сыны неба, yвидели их, и возжелали их». В этой философии получившей начало из книги Еноха распутники всячески пытались протолкнуть книгу Еноха в ветхозаветный канон. Оправдывая свои низменные похоти пороками высших Ангелов: если они не могли устоять, то как же нас в этом обвинять. Эта идея заложена в греческом олимпе богов подверженных распутству что вызывало безумие у эллинов.
2) Енох.3:4. «Иди, возвести стражам неба, которые оставили вышнее небо и святые вечные места, и развратились с жёнами, и поступили так, как делают сыны человеческие, и взяли себе жён…». Книга описывает извращенный порядок падения небесного воинства - сыны неба возжелали женщин будучи на небе до падения.
3) Енох.1:7: «Земля погрузится, и всё, что на земле, погибнет, и совершится суд над всем и над всеми праведными». Суды Божии непременно постигнут живущих на земле, но Библия говорит что верующие праведники не судятся и на суд не приходят (Иоан.3:18; 5:24).
Книга явно написана не еврейским автором и не Енохом, а кем-то под его именем и в поздние ветхозаветные времена, и в этом сходятся все её исследователи. Не случайно последняя книга Библии заканчивается словами: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей».

Библейские взгляды:
1. Первое мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов». На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и целый ряд современных ученых экзегетов. Мнение это в Священном Писании обоих Заветов (Втор.14:1; Пс.72:15; Лук.3:38; Рим.8:19; Гал.3:26) нередко прилагается к благочестивым людям. Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми. Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (Быт.4:26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его «сынами Божиими». Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения – это не были временные и противоестественные связи, каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами, а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям, так считает Профессор А.П.Лопухин.
Господь обращается к народу своему со словами: сыны Всевышнего: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс.81:6,7). «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин.10:34-36). «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой...» (Исх.4:22). Из этих мест в Библии мы видим, что Всесильный называет свой народ-человеков во плоти, сынами Своими, - сынами Бога.Одни, преимущественно иудейские раввины, основываясь на филологическом значении корня El (Божий), видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоев. Отсюда, термин «сыны Божии» в араб. тексте переведено – filii illustrium, в таргуме Онкелоса – filii principium, у Симмаха – υἱοὶ των δοναστεύοντων. Но это объяснение не выдерживает положительно никакой критики, будучи совершенно произвольным и не объясняющим дальнейших последствий указанного факта.
2. Иудейские и христианские толковники древности, вместе с рационалистами нового времени, под «сынами Божиими» разумели Ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах – Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.) Хотя и верно, что под термином «сынов Божиих» Священное Писание иногда, преимущественно в поэтических отделах, разумеет «ангелов» (Иов.1:6, 2:1, 38:7 и др.), тем не менее, как самый контекст данного повествования и его положительно-исторический характер, так и филологическо-догматические требования не позволяют стать на сторону этого мнения. Некоторые приводят место из книги Йова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана». Но мы знаем «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Отк.12:9). Иисус сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:17,18). Поэтому духам обитающим в поднебесье и бездне доступ в присутствие Бога закрыт. И, кроме того, ангелы не могли входить к дочерям человеческим и по тому, что сказано:
1) «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь...» (Евр.1:7-14). Ангелы-это дух, не имеющий полового признака.Ангелы не вступают в интимные отношения с людьми, как и спасенные на небе.
2) Написано также: «...ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Они не наделны семенем для продления рода. И даже если они могут довести женщину до оргазма, дать ей забеременеть не могут.

Наиболее правильная версия
3. Библия говорит о падших сынах человеческих, выдававших себя за божественных наследников: все жрецы отделяли себя от рода человеческого, приписывая себя к богам; так поступали все императоры, нося avgust - божественный, Ленин - вождь пролетариата, Сталин - отец народов и т. д. Бог назвал только Одного Своим Сыном: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты» (Евр.1:3-8). У Бога Сын единородный, а Ангелов Библия, как и верующих называет «сынами Божиими», как причастниками божеского естества - Духа.
«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем»
(Быт.6:4-6). Термин «сыны божии» в Быт, 6:1,2, не говорит об ангелах, эти «сыны» сами присвоили себе титул бога. «Дочери человеческие», вероятно потомки благочестивого Сифа, которые были научены молиться и что они человеки, а не боги. От них стали рождаться исполины, издревля славные люди, а не нефалимы. Таким силачем Библия называет внука Ноя Нимрода, которому присвоили имя бога солнца - Ваал: «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле» (Быт.10:8). Он захотел восстановить поклонение бесам и нашел разрушенный допотопный храм, чтоб построить башню высота которой в небесах. (об этом говорят раскопки основания Вавилонской башни). Интересно, что следующий текст после «издревле славные люди», дает их характеристику: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:5-7).

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.