Сущность Сущего Бога

Насколько возможно человеческому разуму, Бог открыл Себя в истории, что праведники записали в Св. Писании. Иисус сказал: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин.3:12). Обращаясь к потомкам Авраама, Бог говорил: «Я есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова». Другими словами: «Я есть всегда, для Меня нет вчера и завтра, и не было времени, когда Меня не было». Вселенная имела причину, а Бог в отличие от Вселенной, не имел ни начала ни причины. Что Библия говорит о Боге: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис.46:9,10). Бог открылся Моисею под именем "Иегова", что означает Сущий. Он существует вне пространства и вне времени, и пред ним вся вечность как настоящее время (Пс.101:28).
Во-первых, на протяжении всей истории, начиная от сотворения, Бог открывается Единым Богом во множественном числе. Ивритское слово, обозначающее один, которое употребляется в молитве Шма — «Слушай, Израиль, Адонай Элохейну Адонай един» – три образа, формирующих единство. Подразумевая одного, вы можете использовать слово яхид, которое означает отдельную личность или единицу. Но слово эхад, которое употребляется здесь в Шма, означает одного в единстве. Это то слово, которое Бог использует, когда говорит о муже и жене, что двое «будут одна (эхад) плоть». Эхад подчёркивает единство, в то время как яхид делает ударение на одиночной, единственной сущности. Из слова эхад мы имеем слово яхад, что значит вместе. И это именно то слово, эхад, которое Бог использует для описания Себя самого. Бог говорит израильтянам, что Он — Эхад, не яхид, в самом известном стихе в Танахе, во Втор. 6:4.
В Торе, Тонах и Новом Завете открывают божественные свойства трем Личностям: Отцу - Элохим, Духу - Руах Кодэш и Сыну - Бен Элохим ставшему Машиахом, и Они едины. С первой страницы Торы, единый Бог открывает Себя во множественном числе (Быт.1:26; 3:22). Сотворение человека по образу и подобию Бога включает Его тройственную сущность: дух, душа и тело (1Фес.5:23). Бог говорит какой-то личности или каким-то личностям: «Сотворим человека по образу Нашему». То есть, по их образу (под “их” понимается тот или те, к кому Он обращается) будет сотворён человек. Но это не могут быть ангелы. Ангелам не дано право творить и владычествовать, они «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Ангелы служат нам как верующим в осуществлении Божьей воли на земле. Они — не властители. Поэтому Он не мог говорить с ангелами. «У Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов.12:13; 15:8). «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». На случай, если кто запутается, Он добавляет: «по образу Божию сотворил его». Так с кем же говорил Бог? Очевидно, что совет был между Богом — Отцом, Сыном и Святым Духом, которые участвовали в творении и приняли решение в абсолютном единстве. Обращаясь к людям от Себя, Бог ссылается на Свой совет, который должен состоять не из одного. Как мы заметили в совет Всевышнего Ангелы не входят, они есть исполнительные духи. В психологии, когда в человеке проявляются две личности и он начинает общаться и советоваться с собой, является первой ступенью шизофрении, но явно с совершенным и премудром Богом дело состоит не так, ибо Бог есть Дух. Писания открывают нам три Личности равные божественной характеристики, и в тоже время «Бог твой един есть». Евреи, идею о возможности существования Бога в нескольких лицах считают заимствованной из язычества. Исследуя Еврейское Писание, мы обнаруживаем, что, на самом деле, три личности указаны в нем, как имеющие божественную природу. «Я тот же, Я первый и Я последний. … Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я (1 личность) был там; и ныне послал Меня (всё та же 1 личность) Господь Бог (2 личность) и Дух Его (3 личность)» (Ис.48:12-16).
Вторая личность именуется Слава Всевышнего (Евр.1:3), или Ангел ЙХВХ. Эта личность всегда рассматривается как отличная от всех прочих ангелов и является уникальной. Практически в каждом месте, где Он упоминается, Его называют одновременно и Ангелом ЙХВХ, и самим ЙХВХ. Например, в Бытие 16:7 Он назван Ангелом ЙХВХ, а дальше по тексту, в 16:13, самим ЙХВХ. В Бытие 22:11 Он Ангел ЙХВХ, а в 22:12 – сам Бог. Очень интересен отрывок Исход 23:20-23, где этот Ангел имеет власть прощать грех, потому что в Нем пребывает собственное имя Бога – ЙХВХ, и в силу этого Ему следует беспрекословно подчиняться. «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1). Сам факт того, что в этом Ангеле пребывает собственное имя Бога, уже показывает Его божественный статус.
Более всего Бог открылся в Личности Сына, Которого поставил наследником всего. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… Мир через Него начал быть… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:1-18). «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:1-5). Указывают на начало Единородного Сына - «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). Когда Отец произнес Слово, произошло рождение Сына, вечно пребывающего в недре Отчем (Иоан.1:18). Он стал светом во всей вселенной, и для земли прежде создания солнца. «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо» (Быт.1:12). Мы знаем, что без солнечного фотосинтеза растительная жизнь невозможна, но слава Христа восполняет весь спектр света. Трое из Апостолов видели это будучи на горе преображения: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (2Пет.1:17). Когда Христос восстановит Свое царство на земле, слава Его день и ночь будет над Иерусалимом (Ис.60:19,20). А в небесном царстве свет Его славы заменит сияние солнца (Откр.22:5).
«Слово», в греч. logos несет в себе смысловую информацию, разум и закон. Оно связывалось с высшим разумом, как первопричиной мира и его гармонии. Рождение единственного Сына, как образа Бога было прежде создания первых атомов вселенной и духов, и стало выражением Сущности Бога. Давая свою оценку по отношение к сказанному вам словам оппонента, вы показываете свое отношение к личности в целом, потому что слово отображает личность. Так Отец открылся в Сыне Своем, при создании мира и в Машиахе: «Видевший Меня видел Отца; слушающий Меня, слушает Отца пославшего Меня». Принимая Христа, мы принимаем Бога, а не принимающий Его как Бога утверждает, что не Бог говорил чрез Него. «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1Иоан.2:23). Иисус назван Сыном, чтобы мы могли понять Бога, Которого никто из людей не видел. «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:15-17). Если Им было создано все, значит Он не сотворенный, а произошедший из чресл Отца. Сын был всегда в Отце и когда Бог решил начать творчество Он произнес Слово, Которое и стало рождением Сына Его. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). Если Сын есть Бог, сотворивший все (Кол.1:16), то с кем говорил Иов и другие праведники: «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов.38:4)? В. Д. Плыкин в своей книге «Вначале было Слово, или следы на воде» утверждает, что информация была основой вселенной. Когда он увидел след на воде, оставленный кораблём, который не исчезал долгое время, к нему пришло озарение, как ответы на его мысленные постоянные опросы - и он понял, что "След на воде " — это явление не физическое, а «информационное». Плыкин нашёл ответ о первичности - вторичности бытия и дал своё решение: «Разум вселенной - первичен, информация - вторична, энергия - третична, а материя и сознание - производные от первых двух». В основе всех материальных образований является информация. Она изначальна, а только затем строится материя на основе этой информации. Не существует известного нам естественного закона, посредством которого материя может порождать информацию, также как и не известны какие-либо физические процессы или материальные явления, способные это сделать. Не существует закона природы, известного процесса или цепочки событий, которые могут сделать так, чтобы информация возникла из материи сама по себе. Таким образом мы можем прийти к выводу, что огромное количество информации в живых существах первоначально было получено от интеллекта, который должен был быть намного выше нашего. Но тогда кто-то может сказать, что такой источник должен был появиться от чего-то с еще большей информацией/интеллектом. Если рассуждать таким образом, то можно задуматься, откуда взялась эта еще большая информация/интеллект, а затем откуда этот и до бесконечности, если бы не было источника бесконечного разума за пределами нашего понимания. Но разве это не то, на что указывает Библия, когда мы читаем: «В начале Бог…»? Бог Библии не связан ограничениями времени, пространства или чего-либо другого. Ричард Докинз признает это: «Если бы только мы могли постулировать без доказательств существование организованной сложности, пусть даже всего лишь белковой машины для репликации ДНК, то объяснить с ее помощью возникновение еще более сложных объектов нам было бы относительно легко. Но Творец, способный выдумать нечто столь сложное, как белковый аппарат репликации ДНК, должен быть сам как минимум не менее сложен. А уж если предполагать наличие у него таких высокотехнологичных дополнительных функций, как выслушивание молитв и отпущение грехов, он должен быть устроен еще сложнее. Объяснять происхождение репликации ДНК при помощи сверхъестественного Создателя — это не объяснить ровным счетом ничего, ибо вопрос о происхождении самого Создателя останется открытым. Вы будете вынуждены сказать что-нибудь вроде того, что "Бог был всегда”, но если вас устраивают такие легкие лазейки, то с тем же успехом вы могли бы сказать, что и "ДНК была всегда” или "жизнь была всегда”, и на том успокоиться».
Фраза: «Я первый и Я последний», в книге Откровения 1:17 относится к Сыну Бога Всевышнего, Который был всегда трансцендентен - вне времени и пространства. «В начале Ты, основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс.101:26-28). Христос говорит: «Я Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец». Вселенная имела причину и начало, а Бог не имел ни начала ни причины. Общая теория относительности Эйнштейна, подтвержденная экспериментально, свидетельствует о связи времени с материей и пространством. Следовательно, и само время должно было начать свой ход одновременно с материей и пространством. Бог, как Создатель времени, пребывает вне его. Следовательно, Он не имеет начала, существует вечно и не нуждается в причине. Артур Эддингтон: «Идея универсального Разума или Логоса была бы, я думаю, достаточно правдоподобным выводом из настоящего состояния научной теории».
В Танахе содержится много упоминаний о том, как Бог являлся в образе человека: Аврагаму (Бытие 18), Яакову, когда он боролся с Богом и видел Его лицо (Быт.32:25-33), Моше (Исход 3), Йегошуа (Иисус Навин 5:13-6:5), народу Израиля (Книга Судей 2:1-5), Гидону (Гедеону, Книга Судей 6:11-24), Маноаху и его жене – родителям Шимшона (Самсона, Книга Судей 13:2-23). Во всех этих отрывках употреблены взаимозаменяемые термины Адонай и ангел Адоная (или Элогим и ангел Элогима), имидж и власть Которых были равны. Таким образом, сам Танах учит о том, что всемогущий Бог имеет власть, если Сам того желает, появляться среди людей в образе человека. Бен-Элохим стал человеком Йешуа, чтоб явить нам Бога. «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4:6), «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Христос говорил о Себе как Сын Божий и Сын Человеческий, указывая на двойную принадлежность как к Богу, так и людям. Йешуа называли сыном Давида, хотя Он был 28 род от него. Христос цитирует слова Давида о Машиахе, что Он его Господь (Мф.22:42-45). Евр. «Бен – сын», говорит не о пере подчинённости, а о принадлежности. «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30; 14:10,11,30; 17:21-23). Все тексты Писаний, указывающие на главенство Бога к Машиаху (1Кор.11:3) относятся к Сыну, когда Он умалился, подчинился и принял плоть. «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим.9:5; 1Иоан.5:20). «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (Пс.109:1; 1Тим.3:16). После завершения Своей миссии Шауль пишет: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор.5:16). Христос принял от Отца ту славу, которую имел прежде создания мира. «Я прославил Тебя на земле, совершив дело, которое Ты поручил мне исполнить. Теперь, Отец, прославь меня рядом с Собою. Дай мне ту славу, которую я имел у Тебя ещё до сотворения мира» (Йохан.17:4,5).
Дух, во всей полноте (семи характеристиках) почил на Машиахе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1,2). Многие соглашаются признать Йешуа из Назарета Машиахом и даже Сыном Божиим, но не равным Богу Элохим, а как первого из сотворенных. Но Писание говорит, что Дух Святой исходит как от Отца, так и из Сына. «Я попрошу Отца, и Он даст вам иного утешающего Советника, подобного Мне, Духа Истины, чтобы Он оставался с вами навеки. Мир не может принять Его, потому что он не видит и не знает Его. Вы знаете Его, потому что Он с вами, и соединится с вами. Мир не может принять его, потому что он не видит и не знает его. Вы знаете его, потому что он с вами, и соединится с вами Я не оставлю вас сиротами - я вернусь к вам» (Йохан.14:16-18). Только в этом предложении Христос подчеркивает божественную троичность: Я, Отца, утешающего Советника. Подобного – евр. алое: такой же, как Йешуа, а именно Руах ха-Кодеш, «Сказав это, он дунул на них и сказал: "Примите Руах ха-Кодеш» (Йох.20:22). «Ещё о многом Я хочу сказать вам, но сейчас вы не в состоянии понять. Впрочем, когда придёт Дух Истины, он направит вас к истине, потому что будет говорить не от Себя, но лишь то, что услышит. Кроме того, Он возвестит вам о будущих событиях. Он прославит Меня, потому что примет от Моего и передаст вам. Всё, что есть у Отца, принадлежит Мне, поэтому Я сказал, что Он примет от Моего и сообщит вам» (Йох.16:12-15).
«На самом деле, всё, что вы попросите в Моё имя, Я исполню, чтобы Отец прославился в Сыне. Если вы попросите Меня о чём-либо в Моё имя, Я исполню» (Йох.14:13,14). Все Писание учит, что молитва должна быть адресована только Богу, а здесь Йешуа претендует на роль Бога. Тем не менее, здесь нет противоречия, потому что Йешуа только что учил тому, что он и Отец - одно, что Отец живёт в нём и творит Свои дела через него (14:10,11,30; 17:21-23). Йешуа не уступает в статусе Бога своему Отцу, и «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Йешуа говорит своим ученикам: ваши молитвы к Отцу приходят ко Мне и Я отвечаю на ваши просьбы. Просить меня — это то же самое, что просить Отца, ибо Сын и Отец - один Адонай. Когда Йешуа воскрес и послал Святого Духа, Он стал участником в наших молитвах. «Подобным образом, Дух помогает нам в том, в чём мы слабы; ведь мы не знаем, как следует молиться. Но сам Дух ходатайствует за нас стенаниями столь глубокими, что их невозможно выразить словами; и Тот, Кто исследует сердца, точно знает, о чём думает Дух, потому что его мольбы о Божьем народе совпадают с тем, чего желает Бог» (Рим.8:26,27). Притом мы знаем, что «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:40).
Третья божественная личность, – это Дух Божий, который часто именуется как Руах ха-Кодеш. Дух Божий упоминается в Писании достаточно часто, например, в Бытие 1:2, 6:3; Иов 33:4; Псалом 50:13; Псалом 138:7; Исайя 11:2 и др. Дух Божий носился над поверхностью земли устраивая мир, о чем Соломон говорит как о Духе премудрости: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Прит.8:22-30).
Дух Святой – Руах ха-Кодэш, имеет все характеристики Божества, и не может быть просто проявлением силы Бога, потому что Он обладает всеми характеристиками личности (разум, эмоции и воля) и может быть угашен, оскорблён и даже хулим. «Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3,4). И хотя, в последствии мы не наблюдаем падающих без дыхания в церкви, Бог от начала показал, что грех против Бога Духа Святого не подлежит прощению. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Матф.12:31).
Руах исходит от Отца, так и от Сына (Гал.4:6), как и Сын в Отце и Отец в Сыне (Иоан.1:18; 14:10,11,20). «А так как вы сыновья, Бог послал в наши сердца Духа Своего Сына, Духа, который взывает: "Аба!" (что значит: "Дорогой отец!")» (Гал.4:6). Это обещание может показаться удивительным еврею, потому что лишь с несколькими людьми пребывал Святой Дух в Танахе: Моше и семьдесят старейшин (Чис.11:17-29), Гидон (Судей.6:34), Йифтах (Судей.11:29), Шимшон (Судей.14:6), Шауль (1Цар.11:6), Давид (1Цар.16:13; Псал.50:13) и посланники Шауля (1Цар.19:20). На Шавуот, на десятый день после вознесения Иешуа. «Внезапно раздался шум с неба, похожий на шум сильного ветра, и наполнил весь дом, в котором они находились. 3атем они увидели нечто похожее на языки пламени, которые разделились и сошли на каждого из них. Все они наполнились Руах ха-Кодеш и начали говорить на разных языках, как давал им Дух» (Деян.2:2-4). Божья слава в языках пламени, пришла к каждому верующему в искупительную жертву Адоная. «Дары различны, но Дух один и тот же;и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор.12:4-6). Здесь также Писание ссылается на Единого Бога в лице Духа, Господа и Бога.
Проявления Духа Бога в чудесах и знамениях имели четыре цели:
- Указать начало новой эры;
- Подтвердить божественных посланников;
- Утвердить Слово от Бога;
- Дать особые указания и наставления.
Различные места Еврейского Писания совершенно ясно показывают, что три личности упоминаются в нем как божественные и являющиеся Богом: Господь ЙХВХ, Ангел ЙХВХ и Дух Божий. Приведем два примера – Исайя 48:12-16 и 63:7-14: «Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? ГОСПОДЬ возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь БОГ и Дух Его». Следует отметить, что здесь говорящий называет себя тем, кто создал небо и землю. Ясно, что он не может иметь в виду кого-либо другого, кроме Бога. Но затем в стихе 16 говорящий говорит о себе, используя местоимения Я и Мне, и из дальнейшего контекста очевидно, что он является отдельной личностью от двух других, названных им, – Господа ЙХВХ и Духа Божьего. В этом месте Еврейского Писания триединство представлено совершенно ясно и очевидно.
«И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, — посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков» (4Цар.24:2). Господь посылал по слову другого Господа. «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:7,8). Псалмопевец обращается к Богу, воспевая Его престол и жезл и обращается к другому Богу, Которого помазал елеем тоже Бог. Христос и Апостолы цитировали слова Давида о Господе: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1). Пророчество Даниила 4:14 также говорит о едином Боге во множественном числе: «Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми». Исайя 63:7-14 вспоминает период исхода евреев из Египта, когда Бог активно проявлял Себя во всех трёх личностях. Господь - упомянут в 7 стихе, Ангел лица Его - в 9-м, а Святой Дух - в 10,11, и 14 стихах. В данных отрывках речь идет о трёх личностях, которым принадлежит сила и слава за освобождение Израиля.
Во втором отрывке автор вспоминает все три божественные личности: О Господе ЙХВХ говорится в стихе 7, Ангел ЙХВХ упоминается в стихе 9, а Дух Божий – в стихах 10,11,14. При этом никакого противоречия здесь нет, поскольку эти трое являются ипостасями единого Бога. Таким образом, мы видим, что Еврейское Писание учит о множественности Божьих ипостасей. Первую личность Бога всегда называют ЙХВХ, в то время как вторую – в некоторых местах ЙХВХ, в некоторых Ангел ЙХВХ, а в некоторых Раб ЙХВХ, которая всегда действует по поручению первой. И еще одна личность упоминается как Дух ЙХВХ, Дух Божий или Дух Святой. Сын Божий, как ЙХВХ обладает той же божественной природой. Он – тот, о ком писал Моисей: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их…» (Исх.23:20-23). В полном согласии с учениями Еврейского Писания Новый Завет совершенно четко признает существование трех ипостасей Бога, причем говорит об этом гораздо более конкретно. Первая ипостась именуется Отец, а вторая – Сын, Который был послан Отцом, чтобы стать Мессией в виде человека чтоб умереть за грехи людей. Третья ипостась Бога именуется в Новом Завете Святым Духом. Это единое учение о триединстве Бога, представленное как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Йешуа, уходя с земли туда откуда пришел, дал Своим талмидим поручение, в котором открыл сущность единого Бога. Посылая Своих учеников донести весть искупления, Христос сказал: «Йешуа подошёл и поговорил с ними. Он сказал: "Вся власть на небе и на земле передана мне. Потому идите и делайте талмидим из людей во всех народах, погружая их в реальность (сущность) Отца, Сына и Руах ха-Кодеш» (Мф.28:18,19). В греческом переводе: «Идите, крестя их в имя Бога Отца, Сына и Духа Святого». Апостолы следовали повелению Господа и передали это понятие Всевышнего Бога своим последователям. Новый Завет более всего приближается к утверждению, что ЙХВХ, Адонай, единый Бог Аврагама, Ицхака и Я'акова, состоит из Отца, Сына и Святого Духа (2Кор.13:13).
Более всего, сущность Бога была показана в последнем откровении Иоанна, которое он увидел в трех Личностях на престоле неба. Христос сказал: «Побеждающему я позволю сидеть вместе со мной на моём троне, подобно тому, как сам Я победил и сел со своим отцом на Его троне» (Откр.3:21). «Сидящий там светился, подобно бриллиантам и рубинам, и радуга, сиявшая, словно изумруд, окружала трон» (Откр.4:3). Сияние славы Всевышнего восседающего на престоле есть Его Сын (Евр.1:3). От вечности Сын был в Отце и Шхина Его окружала Отца, «Он видимый образ невидимого Бога. Он превосходит всё творение, поскольку через него было сотворено всё существующее на небесах и на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, господства, правители или власти, - всё было создано через Него и для Него. Он существовал прежде всего остального и поддерживает всё» (Кол.1:15-17).
«От трона исходили молнии и голоса, и раскаты грома; а перед троном пылали семь факелов, которые являются семисложным Духом Божьим. Перед троном было нечто похожее на стеклянное озеро, прозрачное как хрусталь. В центре, вокруг трона, находились четыре живых существа, покрытые глазами спереди и сзади. Первое живое существо было подобно льву, второе живое существо было подобно волу, третье живое существо имело лицо, как у человека, а четвёртое живое существо было подобно летящему орлу. Каждое из четырёх живых существ имело по шесть крыльев и было покрыто глазами изнутри и снаружи; и день и ночь они не переставая говорили: "Свят, свят, свят Адонай, Бог небесных воинств", Тот, Кто был, Кто есть и Кто грядёт!» (Откр.4:5-8). Здесь описан Дух Святой в Его сущности и проявлениях. Его сущность явлена была в Йешуа Машиахе, Которые есть одно с Руах ха-Кодеш. «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:2). Его прообраз был в семисвечнике храма перед Святое святых, и отображал семь факелов Духа Божия. А далее дается описание Его действий: Лев – как царь всего сущего; Вол – как трудящийся в творении небесного и земного; Человек – как проявление в Машиахе; Орел – Дух не привязанный к земному и временному, ведущему в вечность. «И всякий раз как эти живые существа воздают славу, честь и благодарение Сидящему на троне, Живущему вовеки веков, двадцать четыре старца падают перед Сидящим на троне, Живущим вовеки веков, и превозносят Его. Они бросают свои короны перед троном и говорят: "Ты достоин, Адонай Элогейну, принять славу, честь и силу, так как Ты сотворил всё, и по Твоей воле всё это сотворено и существует!"» (Откр.4:9-11). Дух Святой в лице четырех живых существ прославляет Йешуа, где исполняются слова: «Он прославит Меня, потому что примет от Моего и передаст вам» (Йох.16:14,15).
Описание небесного Иерусалима, не поддается осознанию и сравнению с человеческими реалиями: фундаментные блоки из драгоценных камней как были в нагруднике первосвященника; ворота из одной жемчужины; стены высотой до 70 м. из алмаза, когда на земле не встречаются слитки более 150 гр.; главная улица из золота прозрачного как стекло; размер одной стороны города и в высоту 2400 км. И многое другое кажется сказочным и не реальным. Тем более познание сущности Того, Кто сотворил все и содержит невозможно постичь разумом и сравнением с материальным миром, а смиренные люди принимают верой откровение Бога о Себе, как Отце, Бен Элахом и Руах ха-Кодеш едином Боге. «Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис.42:8; 48:11). Слава принадлежит единому премудрому Богу (Рим.14:26; Фил.4:20); слава Сыну Бога (Гал.1:4,5); слава Духу Славы (1Пет.4:14). В итоге мироздание закончится, когда Сын, Которому Отец дал всю власть и суд над Его творением все предаст Отцу, «да будет Бог все во всем» (1Кор.15:24-28).
Бог открыл Себя людям настолько, насколько им доступно. Логикой человеческого ума Всевышнего понять невозможно, остается только принять верой. У христиан часто спрашивают: «Если Шма утверждает, что Бог один, как же вы можете верить в формулу Троицы, которая говорит, что Бог — это три?» Но библейская теология триединства не утверждает, что Бога три. Так на первом соборе гонимой церкви, в Никее 325 г. они утвердили основную доктрину христианской веры: «Веруем во единого Бога, Отца всемогущего, Творца всего видимого и невидимого; И во единого Господа Иисуса Христа, Слово Божие, Бога от Бога, Свет от Света, Жизнь от Жизни, единородного Сына, рожденного прежде всякой твари, от Отца рожденного прежде всех веков, через Которого все сотворено; ради нашего спасения ставшего плотью и обитавшего среди людей, и страдавшего, и воскресшего в третий день, и восшедшего к Отцу, и вновь грядущего во славе судить живых и мертвых; Веруем во единого Святого Духа».
В еврейском Новом Завете мы читаем: «Благодать Господа, Мессии Йешуа, и любовь Божья, и общение Руах ха-Кодеш да будет со всеми вами» (2Кор.13:14). Форма этого благословения подразумевает равенство между источниками благодати, любви и общения (греч. койнониа можно также перевести как «общность», «приобщение»), то есть равенство между Отцом (Богом), Сыном (Господом и Мессией Йешуа) и Святым Духом (Руах ха-Кодеш). Человекам следует принимать верой откровение Бога, не зависимо от интеллектуального разумения, а все гипотезы ошибочны и неверны. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:8,9). Божье слово утверждает единого Бога как Всевышнего Отца, Сына - Бен Элохима и Руах ха-Кодеш, что понять человеческим интеллектом невозможно.  Но доверять Св. Писанию гораздо важнее, чем спорить над доктринами и формулами, используемыми для описания сущности Бога человеческими мерками. Вероятно лучшее что мог сказать язык и ум надменный, можно найти в стихотворении Гавриила Р. Державина «Бог». (1784 г.)

О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в трех лицах Божества,

……………….

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей.

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.