Чарльз Сперджен сказал: «Я верю, что жить ради накопления богатств – это антихристианская цель и это порочно для любого христианина. Вы спросите: “Разве мы не должны стараться заработать как можно больше денег?” Вы можете это делать. Я не сомневаюсь, что, поступая таким образом, вы можете послужить делу Божьему. Но я сказал, что жить с целью накопления богатства — это антихристианская цель».
Сегодня во многих церквах проповедуют «новое» евангелие. Этому евангелию приписывается множество имен, таких как «евангелие здоровья и богатства», «евангелие процветания» и «богословие позитивных слов». Вне зависимости от используемого названия суть этого нового евангелия одна и та же. Простым языком, это эгоцентрическое «евангелие процветания» учит, что Бог желает, чтобы верующие были физически здоровыми, материально богатыми и удовлетворенными. «Я верю, что воля Божья для всех — чтобы они процветали, потому что я вижу это в Слове, а не потому, что это мощно сработало в жизни кого-то другого. Я смотрю не на людей, а на Бога, Который дает мне власть получать богатство» - Роберта Тилтона.
ПЯТЬ ОШИБОК ЕВАНГЕЛИЯ ПРОЦВЕТАНИЯ
Доктрины, которые рассмотрим, — это Авраамов Завет, искупление, даяние, вера и молитва.
1. Авраамов завет.
Первая ошибка евангелия процветания в том, что оно рассматривает завет с Авраамом как средство наделения правом на материальное процветание (Быт.12,15,17,22) является одной из духовных основ евангелия процветания. Хорошо, что богословы процветания признают, что большая часть Писания — это запись исполнения завета с Авраамом, но плохо, что они не принимают верного взгляда на этот завет. У них неверное представление о начале действия этого завета; что более важно, они придерживаются ошибочного мнения относительно применения этого завета. Эдвард Пуссон лучше всего изложил точку зрения евангелия процветания на применение Авраамова Завета, написав: «Христиане -это духовные дети Авраама и наследники благословений веры. . . . Это авраамическое наследство прежде всего проявляется в получении прав на материальное процветание.» Другими словами, евангелие процветания учит, что главная цель Авраамова Завета состояла в том, чтобы Бог материально благословил Авраама. Поскольку верующие теперь духовные дети Авраама, они унаследовали эти финансовые благословения. Учитель процветания Кеннет Копленд пишет: «Поскольку Божий завет уже установлен, и процветание является условием этого завета, вы должны понимать, что процветание прямо сейчас принадлежит вам!»
Чтобы поддержать это утверждение, учителя процветания обращаются к Галатам 3:14, где говорится «дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников». Интересно, однако, что, цитируя Галатам 3:14, учителя процветания не обращают внимания на вторую половину стиха, которая гласит «…чтобы нам получить обещанного Духа верою». В этом стихе Павел ясно напоминал галатам о духовном благословении спасения, а не о материальном благословении богатства.
2. Искупление Иисуса относится и к «греху» материальной бедности.
Вторая богословская ошибка евангелия процветания – это искаженное понимание искупления. Богослов Кен Сарлз пишет: «Евангелие процветания утверждает, что Искупление обеспечивает физическое исцеление и финансовое благополучие». Это кажется точным наблюдением в свете комментария Кеннета Копленда о том, что основной принцип христианской жизни состоит в том, чтобы знать, что Бог возложил наш грех, болезни, горе, печаль и нищету на Иисуса на Голгофе. Это непонимание цели искупления проистекает из двух ошибок, которые совершают сторонники евангелия процветания:
Во-первых, многие, кто придерживается богословия процветания, имеют фундаментальное заблуждение о жизни Христа. Например, учитель Джон Аванзини провозгласил: «У Иисуса был хороший дом, большой дом», «Иисус распоряжался большими деньгами», и «носил дизайнерскую одежду». Легко увидеть, как такой извращенный взгляд на жизнь Христа может привести к столь же извращенному заблуждению о смерти Христа.
Вторая ошибка, которая приводит к искаженному представлению об искуплении, — это неверное толкование 2 Коринфянам 8:9 — «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою».Хотя из поверхностного прочтения этого стиха можно подумать, что Павел учил об увеличении материального богатства, чтение в контексте показывает, что Павел учил прямо противоположному принципу. В действительности Павел учил коринфян, что, поскольку Христос так много сделал для них через искупление, они должны опустошить свои богатства ради служения Спасителю. Вот почему чуть ниже Павел призвал коринфян отдать свое богатство нуждающимся братьям, написав:«Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2Кор.8:14).
3. Христиане жертвуют, чтобы получить материальную компенсацию.
Третья ошибка евангелия процветания заключается в том, что христиане должны жертвовать, чтобы получать материальную компенсацию от Бога. Одной из наиболее ярких характеристик богословов процветания является их видимая сосредоточенность на акте даяния. Слушателей евангелия процветания призывают щедро жертвовать и подкрепляют свои призывы подобными благочестивыми утверждениями: «Истинное процветание — это способность использовать Божью силу для удовлетворения нужд человечества в любой сфере жизни, и мы призваны финансировать распространение Евангелия по всему миру». Хотя эти заявления кажутся достойными похвалы, в реальности одержимость пожертвованиями построена на мотивах, которые точно не являются филантропическими. Движущей силой этого учения о даянии является то, что учитель процветания Роберт Тилтон назвал «Законом возврата». Согласно этому закону, который якобы основан на Марка 10:30, христиане должны щедро давать другим, чтобы Бог дал взамен еще больше.
Как сказала Глория Копленд: «Дайте 10 долларов и получите 1000 долларов; дайте 1000 долларов и получите 100 000 долларов…короче говоря, Марка 10:30 – это очень выгодная сделка». Иисус учил: «благотворить, и взаймы давать, не ожидая ничего» (Луки 6:35), а не для выгоды и прибытка.
4. Вера – это духовная сила, ведущая к процветанию.
Четвертой ошибкой богословия процветания является его учение о том, что вера — это порожденная самим собой духовная сила, ведущая к процветанию. В то время как библейское христианство понимает веру как доверие личности Иисуса Христа, учителя процветания придерживаются совсем другого учения. В своей книге «Законы процветания», Кеннет Копленд пишет:«Вера — это духовная мощь, духовная энергия, духовная сила. Именно эта сила веры заставляет действовать законы духовного мира. . . . Есть определенные законы, управляющие процветанием, явленным в Слове Божьем. Вера заставляет их функционировать». Согласно богословию процветания, вера не является богоцентричным и дарованным Богом действием воли. Скорее, это человеческая духовная сила, направленная на Бога. В действительности, любое богословие, которое рассматривает веру как средство материальной выгоды, а не средство оправдания перед Богом, должно считаться ошибочным, которым движимы все деятели мистицизма и ложной религии.
5. Молитва – это инструмент, заставляющий Бога даровать процветание.
Евангелие процветания рассматривает молитву как инструмент, позволяющий заставить Бога даровать процветание. Проповедники евангелия процветания часто отмечают, что мы «не имеем, потому что не просим» (Иакова 4:2). Они призывают верующих молиться о личном успехе во всех сферах жизни. Крефло Доллар пишет: «Когда мы молимся, полагая, что мы уже получили то, о чем молимся, у Бога нет выбора, кроме как исполнить наши молитвы. . . Это ключ христианина к достижению результатов».
Конечно, молитвы о личном благословении не являются сами по себе неправильными. Однако сконцентрированное внимание евангелия процветания к человеку превращает молитву в инструмент, который верующие могут использовать, чтобы заставить Бога исполнять свои желания. Это может привести к эгоистичным, неглубоким и поверхностным молитвам, которые не приносят славы Богу. Кроме того, в сочетании с учением евангелия процветания о вере, это учение может привести людей к попытке манипулировать Богом ради исполнения своих желаний. В богословии процветания центром молитвы становится человек, а не Бог. Любопытно, что проповедники процветания часто игнорируют вторую половину учения Иакова о молитве, которая гласит: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3). У таких христиан, как в библейской пословице: «У ненасытимости две дочери: "давай, давай!" Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: "довольно!"» (Прит.30:15). Бог не отвечает на эгоистичные просьбы, которые не чтят Его имя.
ЛЖЕЕВАНГЕЛИЕ
В свете Священного Писания евангелие процветания искажено в самой своей сути является лжеевангелием из-за неверного представления о взаимоотношениях между Богом и человеком. Если бы евангелие процветания было истинным, то Бог не имел бы значения, а человек являлся бы мерилом всего. Независимо от того, говорят ли они об Авраамовом завете, искуплении, пожертвованиях, вере или молитве, учителя процветания превращают отношения между Богом и человеком в выгодную сделку. Как отметил Джеймс Р. Гофф, «Бог сводится к своего рода «вселенскому мальчику на побегушках», заботящемуся о нуждах и желаниях своего творения». Это меняет места Творца с тварью (Рим.1:25). Кроме этого, учение процветания извращает идею веры, которая призывает отдавать, а не получать. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:14,15).
На сайте Христианского издания Christian Post, журналист Леонардо Блэр, опубликовал статью с названием: Теле-евангелист Бенни Хинн признает, что зашел слишком далеко с Евангелием процветания, в связи со смертью Билли Грэма. Пастор Хинн сказал, что хочет, чтобы его жизнь закончилась в правильном положении перед Богом: «Мы все хотим так закончить, — сказал он пасторам. — Мы все начинаем правильно. Иногда мы, знаете, спотыкаемся то здесь, то там, но когда уже подходишь прямо к черте, мы все хотим закончить правильно. Мне 65 лет, я, конечно, не хочу все испортить в данный момент моей жизни, и я благодарю вас за то, что вы молились за меня».