Выбор Авраама

После расселения людей по земле прошло немногим более ста лет и события, связанные со строительством башни в Вавилоне и судом Божиим, стали постепенно забываться. Хотя потомки Ноевых сыновей: Сима, Хама и Иафета, в основном, расселились по земле, немало их осталось жить в Сеннаарской долине. Здесь большинством были потомки Иафета (Халдеи и Ассирийцы), но среди них остались и некоторые Семиты (потомки Сима). Город Вавилон, после неудавшегося строительства башни, утратил своё величие, строительный материал был использован на другие нужды, а башня стала постепенно разрушаться, как и многие памятники человеческой гордости и в наши дни. Другие города в этой долине стали бурно развиваться, к примеру Ниневия, Ниппур и Халдейские Эрех и Ур. Это было время прогресса и развития цивилизации. К примеру, в городе Уре улучшалась жизнь граждан: кроме водопровода на площадях, вода была проведена во многие дома, а также была устроена канализация, чего нет в некоторых населенных пунктах в наши дни. Помимо школ, в городе было открыто и работало высшее учебное заведение, что-то вроде современного университета, готовившее специалистов, для тех античных времён, высокой квалификации.
Божий суд над строителями Вавилонской башни вскоре был забыт, и человечество возвратилось к почитанию своих “старых” богов. Кроме городских “святилищ”, построенных на средства всех жителей города, и посвящённых отдельным идолам и истуканам, во многих домах были устроены домашние, где хранились и почитались “домашние” идолы т. н. “пенаты”. Были свои идолы и в доме жителя Ура по имени Фарра. Фарра был преуспевающим человеком и уважаемым членом городской общины. И в семье у него было всё благополучно – три его сына Аврам, Нахор и Аран  были гарантией продолжения рода, а также и дочь Сара от другой матери. Сын Фарры Аран женился рано и у него родился сын – Лот и две дочери – Милка и Иска, Нахор полюбил свою племянницу Милку и взял её себе в жёны. От этого брака Фарра имел восемь внуков, и наложница Нахора - Реума родила ему четыре сына. Вот только Аврам, женившийся на своей сестре Саре, младшей его на десять лет, оставался бездетным.
Аврам был особенным человеком, обладавшим незаурядным умом, его можно было бы назвать ищущей натурой. Аврам мог ночью выйти из дома и, смотря на звёзды, часами размышлять над проблемами мироздания и бытия. Последние несколько лет, он сомневался, а недавно прямо заявил, что не верит в то, что Наннар, главное божество Ура, мог быть творцом всего видимого и невидимого мира. Не хотел Аврам почитать и поклоняться и домашним пенатам, а когда полгода назад Нахор указал ему на это, он, в порыве религиозной ревности, разбил трёх домашних идолов. Не верил Аврам ни в какое халдейское божество, а искал общения с Живым Богом, Богом неба и земли, в Которого верил Ной и Который спас семью Ноя от потопа. “Атеизм” Аврама и смерть Арана заставили Фарру принять решение переселиться из Ура Халдейского в Харран. Город Харран не был столь “цивилизован” как Ур, там жители занимались, в основном, скотоводством и семье Фарры пришлось “переквалифицироваться”: заводить свои собственные стада овец и коз, купить рабов и рабынь, могущих ухаживать за скотом и привыкать к более размеренной и простой жизни. Фарра планировал продолжить свой путь дальше, в Ханаан, но преклонный возраст и болезнь заставили их остановиться в Харране. Через три года жизни в Харране, Фарра отошёл к своим отцам в возрасте двухсот пяти лет.
Предприимчивый и не боявшийся рисковать своим серебром Нахор выгодно вложил свой капитал в скотоводство и ежегодно получал немалую прибыль. Аврам тоже был весьма состоятельным, даже богатым человеком, но не ставил это на первое место в своей жизни, он искал близости с Тем, Кто посылал ему Своё благословение. И Живой Бог стал открываться Авраму. Тихо, ненавязчиво Творец неба и земли позвал Аврама, как Он это обычно делает в жизни тех людей, кто ищет Его с чистым сердцем. И Аврам, поняв Чей это голос, открыл свой разум и сердце на Божий зов. Аврам не только сам возлюбил Господа, но и своих домочадцев призывал поклоняться и служить только Ему. Особенно Елиезер из Дамаска, которого Аврам выкупил у его прежнего хозяина, очень жестокого человека, и вылечил его от болезни, привязался к нему, стараясь во всём угождать своему новому господину. Аврам, обладавший мягким и милосердным характером, ко всем своим рабам относился с жалостью и любовью, и они отвечали ему взаимностью. Но особенно близкие и доверительные отношения сложились между Елиезером и его хозяином, считавшим его своим другом и доверявшим ему особенно ответственные поручения. В скором времени Аврам услышал Божий призыв оставить своих родных в Харране и продолжить путь в Ханаан, где Господь обещал произвести от него великий народ. Нимало не сомневаясь, этот муж веры, поставив в известность своих родных, стал собираться в дорогу. Лот, племянник Аврама и Нахора, решил идти вместе со своим дядей, на что Аврам не возражал. Путь от Харрана до Сихема в Ханаане был неблизкий, более восьмисот километров или пятисот миль. При современных средствах передвижения это расстояние можно было бы преодолеть за несколько часов, но в те далёкие времена переселение Аврама и Лота с их домочадцами и стадами заняло несколько месяцев. Нужно было обеспечить себя и своих людей пищей и водой, также свои стада кормом, и где это было возможно, выпасать их на траве и поить их, где находилась вода. А это могло занять несколько дней. Наконец они пришли в Ханаанскую землю и остановились возле города Сихема. Некоторое время потребовалось на отдых людям и скоту. В те далёкие времена Ханаан населяли потомки Хама – хананеи, которые разделялись на несколько племён. Если в чьи-либо пределы приходили “чужаки”, то они должны были платить местным жителям за право пользоваться водой и пастбищами. В лице Елиезера, Аврам имел очень хорошего помощника, обладавшего талантом вести торг от имени своего хозяина, и он никогда не переплачивал и не продешевлял. Таким образом, Елиезер стал домоправителем в доме своего хозяина. Везде, где останавливался Аврам с Лотом на более-менее продолжительное время, они строили жертвенник Богу и приносили Ему жертвы в благодарность за защиту в пути и благословение. Устроил Аврам жертвенник и в Сихеме, после того как ему явился Господь и обещал: потомству твоему отдам Я землю сию. Аврам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Пребывание возле Сихема не было очень продолжительным, так как их путь лежал на юг, к Вефилю. И опять новый жертвенник Богу, поклонение Ему и спокойная, размеренная жизнь на новом месте, ожидание дальнейших указаний Господа. И опять на юг. Голод в этой земле вынудил Аврама искать спасение в Египте.
Иногда Богу угодно испытать нас каким-либо образом.  Это было и с Аврамом. Возможно, Бог не хотел, чтобы Аврам и Лот, спасаясь от голода, отправлялись в Египет, ведь сможет Он заботиться о гораздо большем числе потомков Аврама в пустыне, посылая им ежедневно манну с неба. А когда они будут роптать, то и питать их мясом перепелов целый месяц. Может быть, у Господа был другой план для этих патриархов, но Аврам избрал путь в Египет, чем обрёк себя и Сару на многие переживания. Но после смирения перед Богом, Аврам, Лот и все их домочадцы были выведены Господом опять в Ханаан.
По возвращении в Ханаан, всё яснее стала просматриваться нужда о разделении дяди и племянника: выросшие стада требовали большего количества воды и большей площади пастбищ. Сначала как-то мирились с этой проблемой, но когда участились споры между пастухами Аврамовыми и Лотовыми, стало очевидно, что пришло время разойтись. Вот что написал об этом Моисей через пятьсот лет: и сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде, нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Аврам остался верен призыву Господа и продолжал жить в Ханаане, а Лот принял ошибочное решение, приведшее к трагедии его семью.
После отделения Лота Бог опять явился Авраму и подтвердил Своё обещание дать ему всю землю, на которой он странствовал. Аврам со всем своим имуществом опять переселился в Хеврон, расположенный южнее Вефиля, где он создал и там жертвенник Господу. А семья Лота попала в зону войны между хананеями и коалицией царей, возглавляемой Кедорлаомером, Эламским царём, правившим областью южнее Вавилона, Шумера и Аккада и славившейся своими лучниками. После победы над жителями Содома и союзных с ним городов, захватчики со своими пленниками отправились на север до Дамаска. Аврам собрал и вооружил своих домочадцев, призвал своих союзников и погнался ними, чтобы освободить Лота и его семью. Путь был неблизкий, но ополчение Аврама смело напали на врагов, и Бог даровал им победу над армией, превосходившей их в численности во много раз. Лот и его семья были спасены и возвратились обратно в Содом, весьма грешный город, над которым уже навис меч Божьего суда. Господь опять повторил Авраму Своё обещание обильно благословить его и его потомство и заключил с Аврамом завет, который никогда не потеряет своего значения не только в жизни этого мужа веры и его земных потомков, но распространится и на всё духовное потомство этого славного патриарха.
Каждая семейная пара желает иметь детей, и если по каким-либо причинам они лишены возможности иметь их, муж и жена могут принять решение усыновить или удочерить ребёнка. В древности, при бесплодии жены, муж мог взять себе наложницу, чтобы иметь детей. Жена Аврама Сара, будучи бесплодной, уговорила своего мужа взять в наложницы свою рабыню Агарь, чтобы иметь детей от неё. Скорее всего, это не совсем соответствовало Божьим планам, ведь Он обещал Авраму сделать его отцом многих народов и исполнил Своё обещание. Но людям свойствен недостаток терпения, о чём они потом бывает, много жалеют. Был такой недостаток и у нашей пары. Конфликт между Сарой и Агарью возник ещё до рождения ребёнка и привёл к многим переживаниям и временному изгнанию рабыни из стана, но после её смирения перед своей госпожой, её возвращения. Так появился на свет Измаил, ставший впоследствии праотцом арабских народов. Часто ошибки людей влекут за собой долговременные последствия, но последствия ошибки Аврама и Сары имеют более трёх тысячелетнюю историю. И в наши дни потомки Измаила не желают иметь мир с потомками своего сводного брата Исаака, которого через четырнадцать лет родила Сара. Восемьдесят шесть лет было Авраму, когда у него родился сын Измаил, и потребовалось ещё тринадцать лет ожидания до обновления завета между Богом и Аврамом и обещания рождения сына от Сары. В девяностодевятилетнем возрасте Аврама Господь опять явился ему, и обновив завет, изменил даже его имя с Аврама, что значит “высокий отец”, на Авраам, что значит “отец множества”. В это же время и Сара получила от Господа новое имя – Сарра, что значит “княгиня”. Знаком завета на теле мужчины было установлено обрезание. Во время личного посещения шатра Авраама Бог установил точный срок рождения сына от Сарры – на другой год. В возрасте ста лет, Авраам стал отцом сына от Сарры – Исаака, что значит “смех”.  «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так [многочисленно] будет семя твое"» (Рим.4:18).
Верность Авраама является примером всем нам. Хотя он иногда и допускал ошибки, но всегда, после осознания их, искал волю своего Господа. Его вера также является примером для всех его, как земных, так и духовных потомков. Авраам смотрел вперёд глазами своей веры, и он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Творец, используя безошибочный выбор и верность Авраама, создал Свой избранный народ, из среды которого Он привёл в этот мир Своего Сына – нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. «А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:23-25). Господь любит всех людей, как Своё творение, но особенно тех, кто отвечает взаимностью на Божию любовь. Полюбил Бог и Аврама, да так, что впоследствии назвал его Своим другом за его верность. Господь ожидает и от каждого из нас то, чтобы мы во всём искали Его святой, угодной и совершенной воли и когда познаем её, подчиниться ей. Если мы выберем Божию волю, то это будет нашим безошибочным выбором.

(Александр Зайцев)

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.