ЕВРЕЙСКИЙ НОВЫЙ ЗАВЕТ

Предлагаем Еврейский Новый Завет в переводе и комментариях мессианского раввина Давида Стерна. В водном тексте даем выдержки первых трех глав Римлянам, как основополагающее основание спасения по вере как Иудеев так и язычников.

«Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях» (Рим.1:1,2). В своём Послании к Римлянам Шауль постоянно отмечает, что великие истины, которые он объясняет, берут своё начало у пророков в Танахе (христиане называют это Ветхим Заветом). Эта мысль выражена Эдит Шеффер в заглавии книги «Христианство - еврейская вера». Основная мысль, прослеживающаяся в послании, и, возможно, суть всей книги в том, что в отличие от исторического периода, описанного в Танахе, когда евреи были единственным избранным народом Божьим, теперь, объединившись с Йешуа, Мессией Израиля, верующие язычники и евреи становятся равноправными членами Божьего народа во всех аспектах спасения (Ефес.3:3-6).
«Ибо я не стыжусь Доброй Вести, так как она является Божьим могущественным орудием передачи спасения всякому человеку, не оставляющему веру, особенно еврею, но в равной мере и язычнику» (Рим.1:16). Я не стыжусь Доброй Вести. Как часто верующие скрывают Добрую Весть Мессии из страха быть отвергнутыми или непонятыми или из-за стыда, смущения - а вдруг кто-то сочтёт их глупыми или «странными»! Как же можно преодолеть подобное недостойное поведение? Добрая Весть, является Божьим могущественным орудием передачи спасения. Под спасением подразумевается избавление, безопасность, сохранность, благоразумие, исцеление и освобождение от последствий греха, главным из которых является смерть (Быт.2:17). Др.- евр. слово «спасение» - это йешуа (с конечной буквой гей), форма женского рода имени Мессии Йешуа. И хотя Добрая Весть могущественна, она может показаться слабой, немощной; но именно немощное и немудрое Божье приводит в смущение мудрое этого мира (1Кор.1:18-31).
«Особенно еврею, но в равной мере и язычнику», букв. «во-первых, еврею, и греку». Важной темой Послания к Римлянам является тема равенства евреев и язычников перед Богом в вопросе спасения (2:7-12; 3:9-31; 4:9-12, 5:12,17-19, 9:24, 10:12-13, 11:30-32). Утверждение о том, что Евангелие одинаково как для язычников, так и для евреев, опровергает теорию двух заветов, которая утверждает, что у евреев и язычников разные пути к Богу, и поэтому евреям Евангелие не нужно. Тем не менее, несмотря на равенство евреев и язычников перед Богом, в этом стихе я перевёл греч. слово "протон", буквально означающее «во-первых», словом «особенно». В 2:9-10 то же самое греческое выражение дважды переведено «в первую очередь, еврею, затем и язычнику». В качестве пояснения такого перевода, отличающегося от перевода других стихов, я рассматриваю вопрос о том, какого рода «первенство» здесь имеется в виду.  В 1984 г. Митч Глэйзер из организации «Евреи за Иисуса» сделал вывод, что речь здесь не идёт только о «приоритете в историческом отношении», который заключался в том, что Йешуа принёс Евангелие евреям раньше, нежели язычникам, или в том, что Шауль всегда провозглашал Добрую Весть сначала евреям, а затем язычникам. Особенно еврею, потому что еврею знание Торы должно позволить лучше понимать действия Бога, чем язычнику, не знающему Тору. Джон Мюррэй в своём комментарии к Римлянам, говорит: «Спасение через веру, прежде всего, имеет отношение к еврею... по той причине, что он был избран Богом к принятию обещания Доброй Вести и ему были доверены святые истины Божии». Хотя последнее тоже верно. Но вероятнее всего, выражение «во-первых, еврею» означает, что и в настоящее время Добрую Весть необходимо нести, прежде всего, евреям, и Церковь должна признать это. Из этого вовсе не следует, что каждый верующий должен отыскивать среди своего окружения евреев и свидетельствовать им, прежде чем рассказать о Йешуа какому-нибудь язычнику, хотя именно так поступал Шауль в Книге Деяний».
Молясь Господней молитвой, христиане говорят: «Да придёт царствие Твое, да исполнится воля Твоя на земле, как она исполнена на небесах».Евреи подобно этому молятся в молитве Кадиш: «Да установит Он царство Своё при жизни вашей, в дни ваши, и при жизни всего дома Израиля, вскоре, в ближайшее время». В ней открывается путь, которым Бог делает людей праведными в Своих глазах; и от начала и до конца это возможно через веру - как говорит об этом Танах:"Но праведник будет жить верою" (Рим.1:17). Путь к Богу от начала и до конца возможен сугубо через веру (см. ком. к Деят.3:16). Без доверия Богу никто не может осознать, каким образом Бог оправдывает людей, делая их праведными в Своих глазах. Ансельм, теолог одиннадцатого века, высказал это просто и понятно: «Я верю, чтобы понять». Шауль цитирует пророка Аввакума, чтобы обосновать свою точку зрения, и тем самым доказывает ошибочность представлений тех недалёких христиан, которые считают, что в иудаизме нет элемента веры. Буквальный перевод этого стиха будет таким:«Так как в ней открывается Божья праведность от веры в веру; как написано: "И праведный будет жить верой"».
«Божий гнев с небес открывается на всякое безбожие и нечестие людей, которые в своей нечестивости упрямо подавляют истину»
(1:18). Божий гнев или «ярость» в наши дни почти не принято вспоминать, что Бог - это Бог гнева. Людям больше нравится цитировать 1Йн.4:8 («Бог есть любовь») и не идти дальше этого. Но Его любовь, милость и благодать только тогда становятся драгоценными, когда мы видим их истинный контекст: Божья святость, означающая Его ненависть к греху, и Его правосудие, означающее наказание, которое навлекает на себя грех. В еврейских писаниях много внимания уделяется парадоксу о том, как Бог может быть справедливым и милостивым одновременно. «Если ты хочешь, чтобы мир продолжал существовать, тогда не может быть абсолютного правосудия, но если ты хочешь абсолютного правосудия, мир не может больше существовать» (Бытие Рабба 39:6). Гнев постоянно открывается, потому что люди постоянно грешат, но Бог находит удовольствие в милости, а не в непрестанном излиянии гнева. Гнев проявляется на всякое безбожие.
«ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа
» (Рим.2:14-16). В этих стихах таится ответ на вопрос: возможно ли спасение без чётко выраженной веры в Бога через Мессию Йешуа? Стихи 14-15 говорят об исполнении требований Торы и о том, что поведение, предписываемое Торой, записано в сердце человека. Похоже, что такой человек, фактически, будет доверять Богу и любить Его всем сердцем, душой и силой (Втор.6:5; Мат.22:37). Скептики иногда спрашивают: «Как Бог может быть настолько несправедливым, чтобы осудить на муки в аду "нецивилизованных туземцев", которые даже не слышали о Библии?» Этот вопрос они зачастую затрагивают вовсе не из-за беспокойства о «достойном сожаления, заблудшем язычнике», но используют его как уловку для оправдания собственного неверия. Сама форма вопроса предполагает, что Бог несправедлив и не заслуживает их доверия, а «нецивилизованный туземец» - это невинный «великодушный дикарь», и Бог виноват перед ним. Но здесь же Павел отвечает: «Ибо Он отплатит каждому согласно его делам. Тем, кто добивается славы, почёта и бессмертия, настойчиво творя добро, Он отплатит вечной жизнью». Эту мысль можно найти также в Танахе - Книга Иова 34:11 в апокрифах - Книга Сирах 16:14, а в Новом Завете - Мат.16:27; Йн.5:29; 2Кор.5:10. «Но тем, кто ищет своего, кто не повинуется истине, но повинуется злу, Он отплатит яростью и гневом. Да, Он отплатит страданием и муками всякому человеку, творящему зло, в первую очередь, еврею, затем и язычнику» (Рим.2:6-8). Бог воздаст яростью и гневом тем людям, чьи поступки указывают на отсутствие веры. «Но славой и почётом и шаломом всякому, кто непрестанно творит добро, в первую очередь, еврею, затем и язычнику. Ибо Бог нелицеприятен» (Рим.2:9,10). Если неевреи, не имеющие Торы, живут в соответствии со стандартами, которые в них есть, повинуясь всему тому, что Бог вложил в их сердца совестью из Торы, тогда совесть иногда будет защищать их, а иногда обличать. Когда совесть будет их обличать, они признаются в грехе, попросят прощения у Бога и у людей, против которых они согрешили, возместят ущерб, если потребуется, и предадут себя Божьей милости. Если они будут так поступать, «Судья всей земли поступит ли несправедливо» (Бытие 18:25), даже если эти люди никогда не слышали о Йешуа? Бог не будет несправедлив. Эти люди не будут иметь уверенности в своём спасении, потому что они не будут знать о том, что Йешуа принёс окончательное умилостивление за их грехи. Но они будут оправданы по своей вере в те принципы совести по которым они жили, «в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:16).
«Но если ты называешься евреем и полагаешься на Тору, и хвалишься Богом, и знаешь Его волю, и одобряешь праведное, потому что ты был научен Торой, и если ты убеждён, что ты поводырь слепых, свет во тьме, наставник духовных невежд и учитель детей, поскольку в Торе ты обладаешь воплощением познания и истины; тогда, ты, учащий других, не учишь ли и себя? Проповедуя: "Не кради", не крадёшь ли сам? Говоря: "Не прелюбодействуй не прелюбодействуешь ли сам? Отвращая других от идолов, не совершаешь ли сам идолопоклонства? Ты, так гордящийся Торой, не бесчестишь ли Бога тем, что нарушаешь Тору – как сказано в Танахе: Ибо из-за вас Божье имя хулится среди гоим»
(Рим.1:17-23). В результате поведения, еврей, вопреки своему предназначению быть «светом для язычников» (Исайя 42:6; 49:6), ещё больше погружает их во тьму, становится причиной ожесточения их сердец: из-за вас... Божье имя хулится среди гоим (греческое этне). Это же обвинение с необходимыми изменениями можно отнести и к людям, «называющим себя» христианами. Ведя жизнь, позорящую Бога, они становятся причиной презрительного отношения к Мессии со стороны евреев и удаляются от них ещё дальше. К счастью, Божья истина не зависит от них, и есть другие христиане, чьи жизни является лучшим свидетельством.
«Ибо обрезание имеет ценность тогда, когда исполняются слова Торы. Но если ты нарушитель Торы, твоя обрезанность стала необрезанностью! Потому, если необрезанный исполняет праведные требования Торы, не будет ли его необрезанность зачтена ему как обрезанность? И в самом деле, человек, физически не обрезанный, но исполняющий Тору, станет осуждением тебе, имеющему брит-милу и имеющему Тору, но нарушившему её!» (Рим.2:24-26). Обрезание, которое является символом принадлежности к еврейскому народу и напоминанием договора с Аврагамом, имеет ценность, что объясняется в 3:1,2; 9:4,5; 11:11-32, но только, когда исполняются слова Торы, а если ты нарушитель Торы, твоя обрезанность стала необрезанностью! Ты пренебрёг истинным смыслом твоего еврейства. Своим презрительным отношением к Богу и Его Закону ты отрезал себя духовно от Его обещаний и от Его народа, хотя биологическая и культурная принадлежность к нему остается. Реальность, стоящая за символом, отступила от тебя. Если необрезанный, язычник, исполняет праведные требования Торы, его физическая необрезанность зачтена ему как духовная обрезанность, «обрезание сердца» (образ использован в Книгах Левит 26:41; Второзакония 10:16, 30:6; Иеремии 9:24-25 (25-26). Он станет наследником обещаний договора с Аврагамом.
«Ибо не в открытом есть еврей, и не в открытом в плоти обрезание. Напротив, в тайном еврей; и обрезание сердца, в духе, не в букве; кому хвала не от людей, но от Бога» (2:27). Русское слово «еврей» происходит от др.- евр. иври, что значит «кочевник», «странник», «бродяга» от глагола, означающего «переходить с места на место». Исторически сложилось так, что более предпочтительным является употребление именно этого слова в русском языке для обозначения народа Израиля, потомков Аврагама. Слова «еврей» и «иудей» несут разные значения. Первое обозначает человека, принадлежащего к народу, произошедшему от Аврагама, Йицхака и Яакова; второе относится к человеку, исповедующему религию иудаизм. В наши дни эти понятия не всегда взаимозаменяемы. Греч. "иудайос" транслитерирует др.-евр. Йегуди, родственное слову годайа («хвала»). Таким образом, этимологически иудей - это хвалящий Бога, а также ищущий похвалу не от людей, но от Бога. Любому религиозному еврею, говорящему на древнееврейском языке, такому, как Шауль, стала бы понятна эта игра слов, лежащая в основе данного текста, но она не передаётся ни русским переводом, ни греческим текстом.
«Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.2:28,29). Настоящий еврей - не просто тот, кто обладает наружным свидетельством еврейства. Еврей пo рождению, лицемерно выставляющий напоказ своё еврейство, вовсе не является евреем!» Он не хвалит Бога в любом смысле и потому теряет право быть евреем в Божьих глазах. Он хвастает Божьими дарами, будто они являются результатом его собственных усилий и лицемерно учит Божьей Торе других, а сам нарушает её. Бог отлучит такого человека от обещаний, данных еврейскому народу. Очевидно, что люди, которые в стихе 28 названы неистинными евреями, фактически, являются евреями по рождению, потому что никому не надо объяснять, что язычники - это не евреи. Но кто же в этом отрывке назван истинным евреем? Говорит ли Шауль о евреях по рождению, которые также рождены свыше (Йн.3:3), то есть о мессианских евреях? Или он делает фундаментальное, чёткое заявление о том, что некоторые язычники (равно как и некоторые евреи по рождению), фактически, стали евреями в Божьих глазах через добродетель «внутреннего еврейства», имея обрезанные сердца, возносящие хвалу Богу? Иными словами, говорит ли он, что и мессианские евреи, и язычники-христиане являются евреями? В пользу последней мысли о том, что рождённые свыше язычники - это истинные евреи, истинно хвалящие Бога, и наследники обетовании, принадлежащих еврейскому народу, выступают следующие аргументы:
а) Контекст говорит о язычниках и содержит ряд идей, которые естественно подводят к такому заключению. Стих 26 указывает, что необрезанному человеку, исполняющему праведные требования Торы, его необрезанность вменится как обрезанность. Стих 27 говорит о том, что необрезанный, послушный Торе, является постоянным обвинением обрезанному, который располагает руководством Торы, но не послушен ему. Таким образом, определённая группа язычников делает то, что должен делать истинный еврей.
б) Если в качестве контекста рассмотреть всю книгу Римлянам, мы увидим, что темой, проходящей красной нитью через всё её содержание, является тема равенства евреев и язычников перед Богом в отношении спасения (1:16). И если понятия «истинный еврей» и «спасённый человек» взаимозаменяемы, тогда язычник может быть истинным евреем.
в) Тема равенства евреев и язычников обсуждается Шаулем и в других посланиях. В Мессии «нет ни еврея, ни язычника» (Гал.3:28; Кол.3:11). Мхица («стена разделения») между евреем и язычником разрушена (Еф.2:14). Послания к Галатам, Ефесянам и Колоссянам уделяют этой теме особое внимание, и это свидетельство того, что Шауль приложил немало усилий, чтобы выразить своё понимание этого вопроса. Не будет ли равенство мессианских евреев и языческих христиан «более равным», если и тех и других назвать истинными евреями?
г) В Послании к Филиппинцам 3:3, он говорит: «Так как именно мы на самом деле являемся Обрезанными, мы, поклоняющиеся Божьим Духом и хвалящиеся Мессией Йешуа! Мы не полагаемся на человеческие достижения...». В Гал.6:15,16, он пишет:«Так как не имеет значения, обрезан ты или не обрезан; новое творение - вот что в самом деле имеет значение. И всем тем, кто живёт в соответствии с этим правилом, шалом им и милость, и всему Израилю Божьему».
В пользу мысли о том, что в этих стихах истинными евреями называются рожденные свыше евреи, и что рожденные свыше язычники являются истинно спасенными людьми, но не становятся от этого евреями, выступают следующие аргументы:
Первый аргумент. Контекст в промежутке между стихами (2:17-3:20) говорит не о язычниках, а о евреях. В 2:17-24 Шауль описывает еврея, которого нельзя считать истинным евреем. Хотя он и упоминает о влиянии такого человека на язычников в ст. 24 и продолжает говорить о язычниках в ст. 25-27, это обсуждение носит второстепенный характер, так как следующие за этим отрывком стихи возвращаются к анализу вопроса о том, что значит быть евреем (3:1-20). «Какое преимущество быть [рожденным] евреем [не спасенным язычником]?.. Великое!»
Второй аргумент. Хотя евреи и язычники равны в вопросе спасения, существуют другие различия между ними, что незамедлительно признаёт Шауль (3:1-2) и позже (9:4-5, особенно 11:28-29). К примеру, отличительной чертой (Шауль не упоминает это, но Йешуа говорит об этом в Лук.21:20-24), является то, что евреи унаследуют Землю Израиля. Это обещание принадлежит физически существующему народу Израиля и ещё не осуществилось полностью - это произойдёт в будущем. Ведь никто не говорит о том, что Земля Израиля должна быть унаследована всеми верующими, как язычниками, так и евреями. Неясно, относятся ли они лишь к возрождённым евреям, или ко всем верующим; подробное обсуждение см. ком. к Фил.3:3 и к Гал.6:16.
Итак, рождённый свыше язычник, поверивший в Бога Израиля через доверие Мессии Йешуа, по сути, внутренне является евреем; его сердце обрезано, несмотря на то, что не обрезана его плоть; он истинно славит Бога, и его похвала приходит к нему от Бога, а не от людей. Во многих отношениях он еврей. Можно увидеть здесь и сод (скрытую истину) в том, что Йешуа, Божий Сын, отождествляя себя со всем человечеством своей искупительной смертью, ниспровергает человеческое деление на категории божественным вмешательством.
«Итак, разве мы, евреи, лучше? Не совсем; ибо я уже доказал, что все люди, евреи и язычники, одинаково находятся во власти греха»
(Рим.3:9). Имея Божье слово, евреи действительно обладают преимуществом (ст. 1,2), но то же самое Слово Бога - Танах, напоминает нам что всякий человек грешит, в том числе и евреи (ст. 22,23). В этом смысле евреи не имеют преимущества. Как объясняет далее Шауль, Тора не имеет в самой себе силу изменить жизни людей (8:3). Комментатор К. К. Баррет, хотя и переводит "пантос" как «ни в коем случае», всё же справедливо отмечает: «Действительно, евреи имеют преимущество, но оно является (или может в любой момент стать) одновременно и недостатком. Это преимущество - знание (из Писаний) того, что перед Богом любой разговор о "преимуществах" является безрассудством и грехом» («Послание к Римлянам», с. 68).
«Но вот, независимо от Торы, был явлен Божий путь оправдания людей в Его глазах - хотя Тора и Пророки тоже свидетельствуют о нём – и это оправдание приходит от Бога через верность Мессии Йешуа ко всем, кто верит непрестанно. Ибо нет различия между евреем и язычником… По Божьей благодати, незаслуженно, всем дарован статус праведников перед Ним, благодаря поступку, искупающему нас от нашего порабощения греху, совершённому Мессией Йешуа»
(Рим.3:21-24). По Божьей благодати, незаслуженно, всем, кто продолжает быть верным и доверять, дарован статус праведников перед Богом, благодаря поступку, искупающему нас от нашего порабощения греху совершённому Мессией Йешуа. Часто, от евреев можно услышать: «Если Новый Завет несёт в себе истину, почему же мой раввин не верит ему?» Шауль, раввин из Тарса, даёт правильный ответ на этот часто встречающийся среди евреев вопрос: истинность Божьего Слова не зависит от того, кто верит в него; истина способна защитить себя сама. Если кто-то из них и не был верным Божьим словам (или «не верил» им), что из того? Неужели их неверность (или «неверие», «недостаток доверия») отменяет верность Бога? Да запретят Небеса! Бог будет прав, даже если все остальные окажутся лжецами! Даже поощряемое социальными устоями и религиозной системой неверие еврейской общины в целом, начиная со времен Шауля и до сего дня, не в силах отнять и йоты от истины Божьего Слова. Несмотря на отвержение еврейским обществом Божьего Слова, выраженного книгами Нового Договора (Завета), всякий человек индивидуально может обнаружить в нём истину и Божью верность; результат его исследования не оставит его в сомнении: Бог всегда прав, даже если все остальные окажутся лжецами.
«Бог предоставил Йешуа в качестве капары за грех, благодаря его верности в жертвенной смерти с пролитием крови. Таким образом доказана праведность Божья; потому что в снисходительности Своей Он [оставляя без наказания или воздаяния] прошёл мимо грехов, совершённых людьми в прошлом; и таким образом доказана Его праведность в настоящем веке тем, что Сам Он праведен, и что именно Он делает людей праведными на основании верности Йешуа» (Рим.3:25,26). В качестве "капары" за грех. Греческое слово "иластерион" дважды встречается в Новом Завете; в Me.9:5 оно означает «трон милости», или крышку Ковчега Завета в Святая Святых в Храме, куда один раз в год, в Йом-Кипур, входил коген гагадоль, чтобы принести жертву за грехи народа (Левит 16; см. ком. к Ме.9:5). В настоящем стихе оно означает «умилостивление», «искупление», «возмещение» и соответствует др.-евр. "капар", имеющему то же самое значение в Танахе. Корень этого слова означает «покрывать» или «очищать». Эти два корневых значения передают суть того, что делает Бог, когда принимает возмещение за грех: Он покрывает грех, чтобы не видеть его, и/или счищает, смывает его. Шауль говорит здесь о верности Йешуа Богу, которая проявилась в том, что он, будучи безгрешным и не заслуживая наказания, добровольно подверг себя мучительной жертвенной смерти, пролив свою кровь ради нас (Фил.2:5-11). Таким образом доказана (или «проявилась») праведность Божья. Джордж Говард пишет: «Обещание, данное Аврааму, исполнено не через Закон Моисея, а через верность Машиаха. Только таким способом Бог замыслил привести к Себе все народы. Бог излил весь Свой справедливый гнев (1:18) на Йешуа, Божьего жертвенного ягнёнка, берущего на себя грехи мира, и по Своему великому милосердию Бог считает всякого человека, который полностью отождествляет себя с Йешуа, сполна наказанным за прошлые грехи (6:3). Не делает ли это Бога справедливым и милостивым одновременно? Таким образом, именно верность Бога Своим обещаниям, данным Аврааму, о том, что все народы мира будут благословлены через него (Быт.12:3), производит Божье искупление человечества через Йешуа и верность Йешуа Богу. Именно это подразумевает выражение «праведность Божья». Псалмопевец Давид знает, что никаких дел не хватит человеку, чтобы Бог провозгласил его праведным, записал: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс.31:2).
«Потому мы придерживаемся мнения, что человек будет оправдан Богом на основании доверия Ему, а это не имеет отношения к законническому соблюдению повелений Торы. Разве Бог является только Богом евреев? Не Бог ли он и язычников? Да, действительно, Он также Бог язычников; потому что, как вы знаете, Бог один. Потому обрезанных Он сочтёт праведными на основании доверия, а также и необрезанных посредством того же доверия»
(Рим.3:30). Если евреи будут продолжать следовать своей вере и доверять Йешуа, Бог примет их как праведных. Так же Он поступит и с язычниками, если те пройдут «через» процесс обретения той же самой веры, которую имеют мессианские евреи. Язычники достигают этого, когда принимают историю спасения, историю еврейского народа, как свою собственную. Таким образом, они вливаются в поток еврейской веры, который приводит их к Мессии и к спасению. Итак, если между евреями и язычниками в историческом вопросе есть различие, то вопросе спасения различия нет, ибо во Христе нет «ни еврея, ни язычника» (Гал.3:28).
«Богу же, могущему укрепить вас в соответствии с моей Доброй Вестью, в полном согласии с откровением тайной истины, которая состоит в провозглашении Мессии Йешуа и которая была сокрыта на протяжении многих веков, но открыта теперь через пророческие писания, в соответствии с заповедью Бога Вечного, и провозглашена всем язычникам, чтобы воспитать в них послушание, основанное на доверии, - единому и мудрому Богу, через Мессию Йешуа, да будет слава во веки веков! Амен» (Рим.16:25-27). Заключительное поэтическое приветствие, подводящее итог всему, что было сказано в письме. Шауль ещё раз упоминает о тайной истине, которая была сокрыта на протяжении многих веков (11:25; Еф.1:9; 3:3-9), и вновь использует выражение «послушание, основанное на доверии» (1:5), отражающее цель, с которой он писал данное письмо. Богу, через Мессию Йешуа, да будет слава во веки веков! Амен.

Читать Еврейский Н.Завет Машиаха

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.