СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

I. Обоснование.
В Библии одна центральная весть - откровение о Иисусе Христе. Все в Библии соотносится с Ним и относится к Нему, следовательно можно построить систему для понимания Боблии. 2.Через систематическое богословие мы формируем систему ценностей мировоззрения. 3.Систематическое богословие необходимо для ясного руководства в повседневной жизни и в поклонении Богу. А) Познавая Бога, как Творца, мы учимся правильно покланятъся Ему. Б) Познавая Христа, мы понимаем, как примириться с Богом. В) Познавая нашу зависимостъ от Бога, му учимся доверять Ему.

II. Четыре изначальных понятия о существовании Бога.
1)Универсальность веры. Верить в Бога свойственно всем людям. « Нет такого дикого народа, кототый бы не верил в существование Бога, хотя и не знал Его сущности.» Цицерон. Наличие идолов в мире, свидетельствует, не только о религиозности всех народов, но и о желании покланяться Богу. Три основные религии мира: Иудаизм; вышершее из него Христианство, и Магометанство – мусульманство как смешение Иудаизма, Христианства и восточных верований. 2) Природа человека Вера в Бога исходит из нутри человека в его зависимости и моральной ответственности от чего-то высшего. Всеобщее искание удовлетворения  духовно-нравственных потребностей, которое возможно при усливии существования высшего источника добра-Бога,  свидетельствует о Его существовании в мире. Чем больше пролагается усилия к сопративлению мысли о Боге, тем настойчивее они преследуют сознание. (зачем       институтов о том чего нет?) Никита Хрущов: «Бог мне свидетель, я атеист.» Даже атеисты взывают к Богу во время  опастности. ( Пс.18:2; 103:24; Рим.1:20) 3) Откровение Бога в творении. А) Любое творение, всегда говорит о степени гениальности его творца. Разумно устроеный мир говорит о разумном Творце, совершившем  акт  творения  и определившем законы для его сохранения  и размножения. «Природа есть некоторое Евангелие свидетельствуещее о величии Творца» М.В. Ломоносов. «Мы открываем законы  и тайны природы,, чтоб узнать еще больше тайны и убедиться в своем невежестве.» Эмануил Лаплас астрафизик 18вв.Франция. P.S. Если опираться только на природнее откровение  Бога, то мы приден к пантеизму  (все в Боге и Бог во всем ). Этого откровения  не достаточно для спасения, оно призвано побуждать человека  к прославлению Тварца (Рим.1:21), но Бог может дать дополнительное откровение о Себе (Ев.1:1-2). Если признавать врожденное понятие о Боге, то у каждого будет свой Бог. (Пс.137) Б) Откровение Бога в истории. (Пс.74:7-8л Рим.13:1).Предназначение Израильского народа было в том чтобы явить Единого Бога окружающим народам.(Пс.77:3-8). «... и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя.» (Втор.28:10) В) Откровение Бога в совести человека. «Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит.20:27). «...ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие,оправдывающие одна другую.» (Рим.2:14,15). 4) Особое откровение – Библия. а) Это совершенное откровение Бога о Себе – через пророков. (Евр.1:1-3). Господь открывался через пророков и закон чтоб отделить народ свой от языческого идолопоклонства  и научить народ поклоняться Богу  в духе и истине. Библия делает познания  о Боге ясным и понятным, в ней  Бог сказал именно то, что Он хотел сказать. Она воздействует на наш дух  и интелект, чтоб мы могли откликнуться на голос Божий  верой  и волевым решением. Библия говорит о единственно верных  взаимоотношениях между Святым Богом и грешными людьми. О спасении по  благодати: (Ис.40:1-2; Рим.1:1-2; Деян.3:24; 4:12). Библия говорит о участии Бога в истории человечества, о Его входе в неё для спасения рода человеческого. Она даёт критерии определения Месии (Ин.10:1; Лук. 24:46; Рим.10:6-8).  и открывает значение Его служения и жертвы. Дух Христов входит в наше сердце и нашу жизнь через принятие верою Слова Писания  1е Тим.3:16. Библия является руководством и вдохновением  для верующих. Она  учит о освящении и приображении  в образ  Бога. (Рим.8:29) б) Откровение в Сыне Божием – Иисусе христе. «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.» (Иоан.12:47-50) « Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоан.14:7-10). Христос  соединил в Себе всё, полное откровение Бога о Себе ( Ин.1:18; Eв.1:1-3).

III. Доктрина о Боге.

Троица. Природные  свойства Богa в Библии: Всеведение, Всемогущество, Вездесущность, вечность, Неизменность и др. А также, Нравственные свойства: Святость, Праверность, Благость, Любовь и др. относятся к Отцу  и Сыну и Духу Святому. Формула крещения ''Во Имя...''( в едином падеже, но в трёх артиклях ) Имя Бога употребляется во множественом числе: (Быт.1:26; 3:22; 11:7; Ис.6:8; 1Кор.12:4-6; 2Кор.13:13-14; Ин.14:23). Уорфилд говорит:'' в симитской традиции слово ''Сын'' говорит о подобии, а не о подчинённости. Слова ''Отец'' и ''Сын'' приравнивались, а не ставились, как противоположное. Одна сущность Божества, три личности, по гречески ''ипостасие'' Объяснения Троице Библия не дает, это термин был взят чтоб дать общее представление о библейском Боге. Чтоб представить три в одном можно воспользоваться понятиями: вода или слово в трех состояниях, или же три стороны одного треугольника , или же олимпийские три кольца соединённые между собой.
Бог Библии, открылся человечеству в трех лицах: Отца, Сына и Духа Святого, которые в одном Существе предвечны (Пс.89:3), совершенны (Матф.5:48), святы (Откp.15:4; Ис.6:3), всемогущи (Быт.17:1; Исх.6:3), всеведущи (Пс.138:2-4; Деян.15:18), праведны (Пс.10:7; Римл.3:26), благи (Пс.118:68; Матф.19:7) и человеколюбивы  ( Исх.34:6; 1 Иоан. 4: 8,16). Единый Бог в трёх лицах является Инициатором и Творцом всего сущего, Искупителем, Спасителем всего человечества (1Ин.2:2), и всякой твари (Рим.8:19-21) а так же единым, праведным Судьёй (Ик.4:12; Иуда.14-15). Научившийся у Бога Отца, Который многократно и многообразно говорил издревле через пророков, (Ев.1:1-3), приходит к Сыну Его, o Котором свидетельствует всё Писание (Ин.5:39; 6:44-45), Которого прославляет Отец (Ин.8:54; Деян.3:13; Фил.2:9-11)
Бог Сын от начала Сущий – Иегова (Ин.8:25),   предвечно рожденный от Отца (Пс.2:7; Иоан.3:16) воплотился от Духа Святого через  деву Марию (Лук.1:28,31,35; 1Тим.3:16). Он есть сияние славы и образ ипостаси Отца, истинный Бог и жизнь вечная (Ис.6:1-3; Ин.12:41; 1Ин.5:20; Рим.9:5). “Им и через Него было создано всё,...” (Ин.1:1-3; Кол.1:16-17). Иисус Христос совершив собою очищение грехов наших, воссел одесную Отца (Ев.1:1-3), чтоб стать Спасителем и Ходатаем для всех послушных Ему (1Тим.2:5; Ев.5:9-10; 8:
1), ожидая доколе  враги  Его будут положены в подножие ног Его (Евр.10:12-13, 1Кор.15:25). Божественность Иисуса Христа Хомоусисос – греч. Хомо – едино, усиос – сущность. Две природы - божественная и человеческая в единой сущности. 1) Если, всё Им сотворено, значит  Он не сотворённый, а Тварец, не имеющий начала, следовательно и конца. ( Кол.1:16 )
2) Пророчества  о Мессии, которые полностью соответствовали личности Иисуса Христа дают Ему атрибуты и имена Бога. (Ис.9:6; Иер.23:15-16.)
3) Очевидцы  и современники Иисуса свидетельствовали о Его божественности:(Рим.9:5; Евр.1:6; 9:5; 1Ин.5:20; Ин.20:31.)
4) Он имел обсолютное знание людей ( Ин.2:25 )
5)  Он от имени Бога прощает грехи: (Мф.9:4) и спасает. Его Именем прощаются грехи: (Иоиль2:32; Деян.9:13-14 )
6) Имеет власть над прородой: (Мф.10:8 ) от Его Имени ученики пользовались Его властью в природе и в духовном мире.( Ин.17:2; Мф.9:6-8, Мф.10:1; Деян.19:12-14, Ин.5:17; Мф.28:18. )
7) Христос  отождествлял Себя с Богом Отцем (Ин,14:1-11) За, что был гоним  (Ин.10:33 )  и распят  (Лук. 22:70-71 ) 8) Он имел авторитет над законом и Писанием, имел право корректирыварь (Мф.7:29; Мф. 5-7гл.) 9) Сам Отец свидетельствует о Сыне (Мф. 3:17; Ев.1гл. ) 10) Благодать Духа Святого исходит  и от Отца и от Сына. ( Рим.1:7; Ин.14:23.)
Бог  Дух Свя­той, — «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:2). Из приведённого места, а так же из других Библейских откровений, мы признаём Духа Святого как Бога и Личность (Ин.14:11; 16-23; 1Кор.2:11; 3:16; 12:11; Рим.15:30). Как Личность, Духа Святого возможно угашать - 1Фес.5:19, противиться - Деян.Ап.7:51, оскорбить - Еф.4:30, против Него можно согрешить, похулить - Мф.12:31. 1) Божественность Духа Святого. а) Дух Святой является Богом (Деян.5:3-4; 2Кор.3:17), Он исходит от Отца и Сына и есть равносущий Отцу и Сыну (Мф.28:19; 2Кор.13:13). Ему принадлежат все атрибуты Божества: Вечен (Евр.9:14), Всеведущ (1Кор 2:10), Всемогущ (Лук.1:35), Вездесущ (Пс.138:7-10) б) Дух Святой является  источником жизни и Автором всего творения  ( Быт.2:7; Екл.12:7; Иов.33:4; Пс.103:30) в) Он открывает ум к уразумению Божественного откровения  (Лук. 24:45) г) Он есть Автор Священного Писания (2 Петра 1:21; 2 Тим.3:16; Ис.6:9; Деян.28:25) д) Христос пришёл в мир Духом Святым (Лук.1:35) е) Христос передал слово и совершал чудеса Духом Святым (Ин.6:63; Деян.2:22) ж) Принёс Себя в жертву (Евр.9:14) з)  Воскрес - «..оправдал Себя ...», Духом Святым (1Тим.3:16).
Действия Духа Святого. а) Дух Святой обличает мир (Ин.16:8-11), б) Он свидетельствует о Христе, (Ин.15:26), наставляет в слове сказанном Христом и прославляет Иисуса Христа (Ин.16:12-14) в) Возрождает уверовавших для общения с Богом (Иоан.3:5), г) Производит новую жизнь – “хотения и действия по Своему благоволению” (Фил.2:13, Иак.1:18; 1Пётр.1:23), д) Запечатляет - даёт уверенность в спасении, “свидетельствует духу нашему (Рим.8:14-16). ж) Дух Святой научает как целомудренно, праведно и благочестиво, жить в нынешнем веке (Тит.2:11-12), освящает (2Фес.2:13), исполняет силой для святой жизни и свидетельства о Господе Иисусе Христе (Деян.1:8) и через веру сохраняет к жизни вечной (1 Петр.1:5). з) Дух Святой крестит - погружает уверовавших в поместную Церковь Христа, (1Кор.12:13) и) Производит в возрождённых плоды (Гал.5:22.) к) Говорит к служителям, призывает на служения (Деян.13:2) л) Наделяет их дарами (1Кор.12:11; Еф.4:11-12).. м) Ходатайствует за святых (Рим.8:26).
Три основных принципа дара Духа Святого.
1) Определяет дар, Дух Святой, как Ему угодно (1Кор. 12:11)
2) Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. (Еф 4:7) 3) Для созидания Тела – Церкви Христовой. (Еф. 4:12) - Дары могут быть временными, (для удостоверения Божиих слов и посланников, (Марк.16:17-20; Деян. 2:22; Рим 15:18-21; Евр.2:3-4.), или постоянными, (для созидания Церкви, 1Петр.4:11; Рим. 12:6-8; 1Кор. 128-10....) - На основании присутствия  Духа Святого, Бог определяет кто Его а кто нет, так как Дух Святой воскресит, изменит  и восхитит верующих  ко встречи со  Христом на облаках  (Рим.8:9-11; Фил.3:21; 1Фес.4:14-17). Древние ереси:
Исходя из сложности понимания Бога рождались различные ереси:
1) Дуализм – Бог это два противоположных начала, добро и зло, свет и тьма и т.д. Которые находятся в постоянном противостоянии друг другу.
2) Политеизм – многобожие. На все сферы творения и жизни есть бог создавший их и отвечающий за их благосостояние.
3) Монотеизм – Единобожие. Наличие единого Божества в мире. (Более всего соответствует Библейслому откровению о Боге)
4) Деизм – Учение о Боге который через Свои эманации творит мир, после чего оставляет его на самоуправление.
5) Пантеизм –  Бог есть безликое, духовное начало всего сущего. Он пребывает везде и во всём - брахман-атман, атман- брахман.
6) Модализм: В 217-222 Савелий, один из епископов выдвинул идею познания Бога как: монархлонизм - одна личность но в разных проявлениях. (Он же и отец и сын и муж и зять и тд.). По этому учению Бог не узнаваем ибо скрывается под разными масками. В его Теологической системе нет места Посреднику Иисусу Христу
7) Арианство: 319г. В противопоставление модализму,  высказался священник Арий, что  ''было, когда не было''. Тоесть что Христос имел Своё начало и потому не равен Богу, Который Вечен. У Него  не было и человеческой природы - души и потому Он был не истинным человеком.
8) Гностицизм – знающие. Греч. Философ. Сын сошел на  Иисуса плотника при крещении  и оставил Его на кресте, когда Он воскликнул: «
Боже, Мой Боже для чего Ты оставил Меня».. Так как Бог вечен и умереть не может. ( основание Писаний используют 1Кор.2:6-7.).

IV. 0 человеке – Антропология
Бог сотворил человека по духовному образу Своему,  которое есть праведность, святость и истина (Еф.4:22-24), и  подобию – быть вечным. Человек тройственен: Дух, душа, тело. (Быт 2:7; Екл.12:7,14; 1Фес. 5:23). а) Дух человека – светильник Господен, (Пр.20:27) которым познаем и общаемся с Господом (Ис.26:9; 1Кор.6;17). б) Душа человека – его личность, характеризуемая как воля интелект и эмоции, является средством самопознания. (Быт.35;18; Отк.6:9; 20:4) в) Тело создано из  земли, является сртедством миропознания. ( Адам, с евр. Адама - земля Быт.3:19) Предназначение человека в познании и общении с Богом (Деян.17:26-28). Грех лишил человека образа Божиего, который есть святость (Еф.4:22-24) и славы Божией – присутствия Божия (Рим.3:23), грех извратил и парализовал волю, интеллект и чувства в человеке но не лишил его личности, сущности как человека. Грех породил смерть (Ик.1:15), духовную (Быт.2:17; Лук.15:32; Ефес.2:1) и телесную (Римл. 5:14), которая перешла на всех человеков, “ибо в Адаме все согрешили (Рим.5:12; 6:23) и  стали чадами гнева”, (Ефес.2:3) вечного осуждения, которое есть смерть вторая (Матф.25:41; Откр.20:12-15). Из Своей Божественной любви Господь послал Сына Своего единородного в жертву за грехи всего человечества, через Которого предлагает новое начало (2Кор.5:17), что Библия называет «рождение свыше», которое происходит от слышания и повиновения Слову Божиему и Духа Святого (Ин. 3;3; Ик.1:18; Деян.5:32). Даже после возрождения нашего духа от Духа Святого, наше тело остаётся под воздействием греха и смерти, потому что мы ожидаем искупления тела нашего которое произойдёт в пришествии  Иисуса Христа (Рим.7:14-23; 8:23-24; 1Ин.3:2; 1Фес.4:15-17). Поэтому Господь повелевает Своим последователям бодрствовать (Мр.13:37; Евр.10;25), освящаться (1Фес.4:3; Откр.22:11), возростать в вере, исполняться Духом Святым, проповедовать Евангелие и пребывать в  церкови Его. (Деян.1:8; 2:41-47; Еф. 5:18; Евр.10:25).

V. О спасении - Сотериология
В вопросе спасения человека мы веруем, что человек сам не мо­жет спастись (Матф. 16:26), ни собственной праведностью (Ис.6:1-6; Римл.10:3), ни какими-либо делами (Гал.2:16; 3:10; Римл.3:20), ни через других человеков (Пс.48:8-9; Евр.10:11), но только благодатью Божией через веру  (Еф.2:8), посредством искупительной жертвы Христа за грехи всех человеков и Его воскресения для оправдания нашего (Рим.4:25). От начала до конца Бог является инициатором и источником спасения, (Рим.3:10-26) совершенном Самим Богом в Иисусе  Хpиcте,  (Деян.4:12; 2Kоp.5:18-19; 1Тим.2:5-6; Матф.20:28; 1Петр.1:18-19; 1Иоан.2:2; Евр.2:9). Через крестную жертву, Христос приобрёл умилостивление (1Ион.2:2; Рим. 3:25), примирение  (Кол.1:20), прощение всex грехов (Кол.1:l4; 2:13), оправдание (Рим. 3: 24; 4:5; 2 Кор.5:21) и жизнь вечную для всех человеков. (1Тим.4:10). Во Христе мы спасены от: а) клятвы закона (Кол.2:13-16) б) от осуждения и гнева (Ин.5:24; 1Фес.1:1:10; 5:9) в) от греха (Рим.3:24-26) г) от власти сатаны (Евр.2:14-15) д) от вечной смерти ( 1Тим.2:5). Всякий кто примет Его верою, призовёт имя Господне спасётся (Ин.3:16,36; 1Иоан.5:11-12; Римл.6:23; 10:11-13) Это происходит через слышание Слова Божиего о Христе Распятом (1 Кор.2:2; 2Кор.7:10), через растворение верою слышашего (Ев.4:2-3), что Христос был распят и воскрес за грехи наши (Рим.10:9-10) Когда человек исповедует Иисуса Христа Господом, подчиняет Ему свою волю для послушания (Рим.6:16-18; Евр.5:9), запечатлён Духом Святым как Принадлежащий Господу. (Еф.1:13; 4:30)  Спасение однажды соверщённое Господом на Голгофском Кресте, вменяется всякому принявшему Его верой (Еф.2:5; 2Тим.1:9) от каждого зависит со страхом совершать своё спасение ( Фил.2:12; 1Кор.15:2) утветждаясь в вере и сохраняя веру, надеяться что благодатью Господа спасёмся. (Деян.15:11;Рим.5:9-10;8:24) Спасение не распространяется на тех людей которые имея возможность слышать Благую весть, воспротивились ей и добровольно отказались принять верой Спасителя Иисуса Христа, (Ин.3:18; 16:9)  «... ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», (Деян.4:12) и на тех которые не слышали Евангелия, поступали вероломно против своей совести (Рим.2:12-16; 14:23), в этом состоит суд для человеков. (Ин.3:18-19)  Право  слушать о Христе или нет (Рим.10:17), умилиться сердцем или ожесточиться (Ев.3:7-8; Деян.2:37), принять Его верою или нет (Евр.4:2; Ин.1:12),  дано человекам и зависит исключительно от личного выбора каждого. Вера в Сына Божьего распятого за грехи наши и воскресшего для оправдания нашего, (Рим.4:25) а также исповедание Иисуса Христа своим Господином жизни, дает человеку спасение и дар Святого Духа (Рим.10:9-10; Деян.2:36-38). Как в принятии так и в сохранении спасения Бог возложил часть ответственности на человека (Деян.13:46; 28:25-28; Кол.1:21-23; 2Тим.4:7), которая выражается и на прямую зависит от нашей веры действующей любовью (Мрк.16:16; Деян.26:18; Еф.2:8; Гал.5:6). Верою мы принимаем спасение совершенное Господом (Ин.1:12), верою мы держимся, (Рим.11:20) верою мы ходим (2Кор.5:7) и верою достигаем спасения душ наших. (1Петр.1:9) Поэтому Господь призывает к возрастанию в вере и сохранению веры. (2Фес.1:3; 1Пет.1:7-9; 2Тим.4:7) Так как вера может быть временной (Лук.8:13), может оскудеть (Лук.22:32), от веры можно отступить (1Тим.4:1), уклониться (1Тим.6:10), отречься  (1Тим.5:8), её можно разрушить и потерпеть кораблекрушение (1Тим.1:19; 2Тим.2:18), что свидетельствует  о возможности вечной погибели однажды спасенных людей. (Евр.6:4-8; 10:26; Рим.8:13; Иуда.12;  2Петра.2:21; 2Тим.2:12; Откр.3:16; Исх.32:33; Ев.3:19; Лук.17:32) Мы верим что ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян.15:18), и на основании Своего предузнания Он предопределяет судьбы, времена и сроки (Рим.8:29, Деян.1:7; Еф.1:4), но это сокрыто в суверенной воле Господа Бога нашего (Вт.29:29) и принадлежит только Ему, поэтому всякая попытка ссылаться на Божественное предопределение, есть ни что иное как посягательство на суверенитет Бога и самовольное смиреномудрие. (Кол.2:18) Уверенность в спасении, даёт спасённому только Дух Святой, свидетельствуя его духу что он дутя Божие. (Рим.8:16; Гал.4:6) Для всех же человеков открыта тайна благочестия, явленная в Сыне Божием -  Иисусе Христе, (1Тим.3:16; Еф.1:3-10) через принятие которой или отвержение каждый определяет свои отношения со своим Богом и будущность. Тесты на усвояемость материала:

тест: Систематическое богословие

тест: Теология

тест: Дух Святой

тест: Антропология

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.