5 принципов Герменевтики

Существует пять основных принципов герменевтики:
1. Буквальный принцип - это понимание Священного Писания в его натуральном, нормальном смысле. То есть, мы задаем себе вопрос: какие обычные значения употребляемых здесь слов? Если Бог намерен передать нам Свое Слово, Он сделает это самым ясным и простым образом, применяя легко понимаемые слова. Хотя в Писании есть и образный язык, символизмы и иносказания (Гал. 4:19-31). В первую очередь следует искать буквальное значение, а не какой-то более глубокий, скрытый секрет или духовное толкование. Разбирая некоторые апокалиптические отрывки - например, пророчества Захарии, Даниила, Иезекииля, Исаии или Откровение Иоанна, важно тщательно изучать образы и символы, чтобы понять содержащуюся в них буквальную истину. В таких случаях восстановление исторического фона обычно придает большую ясность, так что изучающий может поразмыслить над буквальным значением образа в его историческом окружении. Краеугольный камень библейского толкования - рассматривать Библию буквально, сопоставляя Писания с Писанием. Отставив в сторону буквальное толкование, мы лишаемся всякой надежды на понимание действительного значения. В результате будет беспорядок, управляемый одним лишь воображением. Когда мы отрицаем буквальное значение, мы не покоряемся Священному Писанию, пытаясь постичь его, но делаем из Писания для себя слугу, приспосабливая его к тому, что хотим сами сказать. Подобным образом действовали раввины междузаветного периода, толковавшие Священное Писание, используя численный эквивалент каждой буквы в еврейском алфавите. Они, взяв буквы чьего-то имени и складывая их, получали определенное значение. Например, в еврейском алфавите имя Авраам равняется числу 318. Это должно было у них означать, что у Авраама было 318 слуг! Нетрудно заметить, что, как только мы утратим обычное назначение языка, то сразу же становится возможным какое угодно толкование.
2. Исторический принцип также важен при толковании Священного Писания. Необходимо воспроизвести историческую обстановку, в которой писалось то или иное место Писания. Когда человек ясно понимает историческую обстановку, в которой писалось данное место Писания, очень часто это место практически истолковывается само собой.К какой бы книге Библии мы не приступили, мы должны понять связанный с ней исторический период. Кто и где царствовал в тот период? Какие страны участвовали в событиях и каким образом? Какие проблемы или кризисы существовали в том обществе? Какой была культура того времени? Каковы были обычаи людей? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам нужны такие книги, как библейский словарь, разные библейские пособия, учебники об обычаях и   нравах в библейские времена. При помощи подобных книг мы сможем воспроизвести обстановку изучаемого отрывка из Библии, а из этого соответствующий смысл и значение.
3. Грамматический принцип также необходим. О чем говорится в данном отрывке, учитывая грамматическое построение слов? Часто возникает необходимость объяснить отдельные слова и их значение. Иногда важну роль играют предлоги и союзы. Огромное значение может иметь применение "в" (во что-то), или "в" (чем-то), а также "около" и "с". Иногда решающую разницу означает различие между "потому что" и "посредством чего-то". Если в предложении говорится об "этом" или "том", очень важно рассмотреть, что предшествовало данному местоимению - иными словами, к чему относится "это" или "то"? Быть может, для большинства из нас грамматика никогда не была одним из любимых предметов, но при толковании Библии она нам очень нужна. Мы не имеем права выхватить стих из какого-либо отрывка в Священном Писании, и придать ему то значение, какое мы хотим. Чтобы в точности знать, что именно говорит Слово Божие, мы должны следовать порядку построения слов и фраз.
4. Принцип синтеза - это то, что реформаторы называли analogia Scriptura, или "аналогия Писания". Принцип синтеза основан на понятии, что ни одна часть Библии не может противоречить другой. Один Автор, Святой Дух, является вдохновителем всей Библии. Поэтому она обладает поразительным единством. А если мы слышим чье-то толкование одного места, которое не соответствует содержанию другого места, то это значит, что одно из мест (а в некоторых случаях - даже оба!) толкуется неправильно. Дух Святой не может противоречить Сам Себе. Когда я преподаю определенное место из Священного Писания, я часто обращаю внимание собравшихся на разные части Библии, чтобы показать,  каким образом изучаемое место соответствует общей аналогии Священного Писания - каким образом осуществляется связь в одну общую картину. В своей прекрасной книге "God Has Spoken" ("Бог проговорил") Дж. И. Пакер пишет: "Библия подобна симфоническому оркестру - со Святым Духом, как своим Тосканини. Каждый инструмент вносит свой вклад, исполняя положенные соответствии с желанием великого дирижера, хотя ни один из инструментов так никогда и не сможет услышать всей музыки в целом. Суть каждой части становится совершенно ясной только в том случае, когда мы рассматриваем ее в соотношении со всеми остальными". (J.I. Packer, God Has Spoken [London: Hodder and Sioughton, 1965], p. 741.) Апостол Петр, по сути, сказал тоже самое: "...к сему то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1 Пет. 1:10-11). Даже те, кто писал Библию, не всегда понимали всего значения того, о чем они писали. Сегодня же, благодаря тому, что Новый Завет уже завершен, мы видим, как Библия объединяется в одно чудное целое.
5. Принцип практического применения, чтобы применить Библейские истины к своей собственной жизни. При изучении Священного Писания в заключение всегда необходимо задать себе вопрос: "Какое отношение все это имеет ко мне?" Во 2 Тим. 3:16 говорится: "Все Писание богодухновенно и полезно", т.е. имеет непосредственное отношение к нашей жизни. Оно полезно для "научения (доктринам), для обличения,  для исправления, для наставления в праведности"."Доктрины" (учение) - это основа божественной истины, касающаяся всех аспектов, заложенных в учении Библии. Доктрины охватывают все те принципы, которые формируют основу нашей жизни. Например, в Библии содержится определенное учение о браке и семье. И наша обязанность - применять это учение в своей жизни. "Обличение" - еще одно практическое действие Библии. В то время, как мы изучаем Библию, она срывает маску с нашего греха, открывает перед нами скрытые провинности и проливает свет на наши тайные дела. И если мы применяем к своей жизни доктрины Библии, то зачастую первоначальным результатом становится обличение. Обличение обычно ведет к "исправлению", влекущему за собой удаление от греха, в котором мы были обличены в результате изучения доктрин. Затем следует "наставление в праведности" - когда новый, праведный путь прокладывается в результате отклика на истинное научение. Такова практическая работа Слова Божьего в нашей жизни.

Хотя и чрезвычайно ценны эти пять принципов толкования, все же при этом они совершенно бесполезны, если не будут просвещены Святым Духом.  В 1Кор.2:12, 4 an. Павел говорит: "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно".Итак, апостол Павел учит, что только Дух Святой может указать нам истину. Без Духа Святого Библия для нас - закрытая книга, тайна. Но от Духа Святого приходит просвещение - т.е. понимание того, что было написано,  потому что верующий имеет Духа Святого - Того, Который вдохновлял писавших Священное Писание. Зачастую, читая какую-нибудь книгу, я дохожу до параграфа или даже целой главы, которых я не понимаю. Как мне хочется в такие моменты, чтобы автор этой книги оказался здесь, и я мог спросить у него, что он имел в виду. Но к услугам христианина всегда Сам Автор Библии. Дух Святой – это Просветитель, Который всегда поможет христианину в понимании Божьего Слова. Однако мы должны помнить, что именно Дух Святой является нашим Просветителем. Дух Святой проливает свет только на то, что мы старательно изучаем в Слове Божием согласно правильным принципам. К. Пиннок ясно выразил эту зависимость, сказав,  что обращение к Писанию без полной зависимости от Святого Духа – это самонадеянность. Так же, как обращение к Духу Святому за научением без прилежного исследования Писания - это проявление "сверх-христианского фанатизма". (Clark H. Pinnock. Biblical Revelation [Chicago: Moody Press, 1971], p. 216.) Каждый христианин должен остерегаться неправильного понимания стиха в 1Иоан.2:27: "...помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в томпребывайте". О чем же говорится в этом стихе: неужели мы не нуждаемся ни в каких учителях в процессе познания Божией мудрости? Но это расходилось бы с Ефес4.:11-12, где говорится, что "Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения для созидания Тела Христова". Дух Святой Сам дал многим учительский дар (Рим.12:6-7), призвав верующих учить друг друга (2Тим.2:2). Многие искренние верующие неправильно применяют 1 Иоанна 2:27 и по этой причине неправильно толкуют Священное Писание, когда наугад открывают Библию и говорят: "Пусть Дух Святой скажет мне, что здесь имеется в виду". В харизматическом движении есть много примеров подобных неверных толкований Священного Писания.

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.