Чистота сердца

«Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг».
(Прит.22:11). На первый взгляд вышеприведенный стих Писания не выделяется чем-то особенным среди других стихов из книги Притчей Соломоновых. Много раз я читал его, и вот однажды стих удивительным образом раскрылся для моего сердца.
Стих разбит на три части, которые дополняют и поясняют друг друга:
- кто любит чистоту сердца - говорится о внутреннем состоянии человека, о том, что заботит его и что он любит.
- у того приятность на устах - указывает на то, как можно определить по внешним факторам того, кто любит чистоту сердца.
- тому царь - друг - говорится о положении такого человека в окружающем его мире.

Первый вопрос: "тот ли я человек, который любит чистоту сердца?" Притом здесь не говорится, что этот человек любит чистоту, скажем, своей одежды или своего дома, а говорится о любви к чистоте сердца. На этом моменте первой части стиха следует особенно заострить наше внимание. Чтобы определить, любит ли человек опрятность в одежде, любит ли содержать в чистоте дом, в котором живет, достаточно посмотреть на него, побывать в его доме - и все станет ясно. Если человек в чистой одежде, если в его доме чистота и порядок, значит он заботится об этом. Значит он любит чистоту. Конечно, кто-то может вполне правомерно возразить: если у человека запачканная одежда, то это еще совсем не значит, что он против того, чтобы у него была чистая незапятнанная одежда. И можно ли определить настоящую действительную любовь к чистоте? В чем это выражается? В одних ли только чувствах или только в делах? Я думаю, что и в чувствах, и в делах, а если что-то одно, то любовь ли это? Будет ли доволен муж своей женой, если она у окна целый день с мыслями о нем прождала его, а в доме не убрано, белье не постирано, обед не приготовлен. Вряд ли. А жена будет ли довольна своим мужем, если он после своего трудового дня приходит домой и уставший ложится на чистою постель в рабочей одежде и обуви? Вряд ли. Ведь это не что иное, как пренебрежительное отношение к ее домашнему труду. Случается и такое: приготовила жена вкусное блюдо, доброе дело сделала, но при этом подала его так, что пища поперек горла встала... Но вопрос состоит в том, любит ли человек чистоту своего сердца? Как навести в сердце порядок и следить за его чистотой и поддерживать её? Казалось бы, проще всего навести и поддерживать порядок так, как хорошая хозяйка наводит и поддерживает порядок в своем доме: она регулярно делает мелкую уборку в доме. Протирает пыль, проветривает помещение, кроме того, она обязательно заботится о том, чтобы грязь не проникла в дом. Точно так же и с сердцем: для того, чтобы поддерживать в нем порядок, необходимо, однажды очистившись "банею водною посредством слова", препятствовать, противостать проникновению в него нечистоты. А если уж нечистота занесена, то ее необходимо немедленно извергнуть вон. В противном случае чистоты не будет. И если мы не очищаемся, то и чистоту мы не любим, и пренебрегаем дарованным во Христе спасением. Очищение сердца - это исповедание во всей своей полноте. Но как бы мы ни заботились о чистоте (дома или сердца), необходимость уборки и не только мелкой, но и генеральной возникает всегда. Ведь в дом попадает пыль через окна. Точно так же попадает пыль и в наше сердце через наши окна - глаза и уши, и при всем нашем старании и любви к чистоте необходимость очищения всегда налицо. Хорошо, если наши окна пропускают только пыль, а не большие комья грязи и нечистот.

Итак, мы выяснили, действительно ли мы любим чистоту. Но если с домом, одеждой все бесспорно проще: увидел - сделал вывод, - то с сердцем несколько сложнее: в него заглянуть человеку невозможно. Но, оказывается, туда и заглядывать-то не надо, тем более, что это возможно только Богу; а вот определить по внешним факторам того, кто любит чистоту сердца, мы можем. У человека, любящего чистоту своего сердца, приятность на устах. Что это такое? Конечно же, это не лесть, которая приятна слуху и тешит себялюбие. Подобная "приятность", - когда человек льстит другому, желая ему доставить удовольствие, особенно, если тот находится "выше" его самого по положению, - есть порок. И люди, пораженные этим пороком, льстят уже по привычке, не замечая глубины своего падения. Соломон же говорит о другой особенной приятности, о приятности на устах. Встречали ли вы такого человека, с которым вам, и не только вам одному, приятно было бы беседовать? Беседовать от сердца к сердцу, в одном духе. Если встречали, то о таком человек можно сказать, что он любит чистоту сердца и он заботится о соблюдении чистоты своего сердца. А являетесь ли вы сами таким человеком? И много ли найдется людей, которые были бы рады общаться с вами? Есть ли у вас "приятность на устах"? Или она только для тех, кто вам доставляет приятность? Ответив на эти вопросы, вы уже сами легко сделаете вывод - любите ли вы или нет чистоту своего сердца.
Это последний и самый важный момент. Заключительные слова стиха говорят о том, какое положение может занять человек, любящий чистоту своего сердца. Он имеет своим другом царя. Кажется ли вам это странным? Мне - нет. Царю не безразлично, кто его поданные. Нужны ли ему льстецы? В тяжелое время такие люди его просто предадут. А человек, любящий чистоту сердца, оставит ли своего царя? И царь знает, что нет, не оставит. Потому царю и дороги такие люди, которые любят чистоту сердца; они не просто его подданные, он им - друг. Кто из вас откажется от дружбы своего начальника? По крайней мере, вам ничто не угрожало бы на вашем рабочем месте. Но начальник это одно… А в стихе говорится о царе! И если перевести на язык современности: кто из вас не хотел бы, чтобы президент страны стал вашим другом?
И еще вопрос: гражданами какой страны являются спасенные благодатью люди? И Кто Царь этой страны? Мы верим и знаем - Господь Иисус Христос! Хотим ли мы иметь Его своим Другом? Думаю, что хотим. Но многих ли людей на страницах Писания Бог называет Своими друзьями по сердцу Своему? Спросим каждый себя: хочу ли я быть Его настоящим другом, другом по сердцу Его? Да, я спасен Им, я Его подданный, но, главное, Сам Бог считает ли Себя моим другом? Если - нет, то спасенный ли тогда я? И возможно ли, чтобы Бог, Царь царей и Господь господствующих, стал моим другом? Оказывается возможно!

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.