БЛАГОДАТЬ — БЛАГОЙ ИЛИ НЕОТРАЗИМЫЙ ПОДАРОК?

Кальвинисты считают что Бог возрождает человека вне зависимости от его желания? Они верят что избранных Бог силой затащит в царство небесное, а тех, кто и хотел бы туда попасть, не пустит, потому что они не избраны. Л. Боеттнер пишет: «Особая благодать, которую мы называем действенной, иногда называется неодолимой. Этот термин, тем не менее, иногда вводит в заблуждение, поскольку он предполагает, что на человека воздействует непреодолимая сила, действующая против его желаний, однако его значение заключается в том, что на избранных эта сила действует так, что они приходят по добровольному выбору». Последователи Кальвина заявляют: «Арминиане считают что Святой Дух просто озаряет светом наш ум, дабы мы сподобились видеть вещи в ином свете, и что это озарение споспешествует восприятию Библии как Слова Божия… Однако следующее рассуждение делает подобный вывод в свете принципов кальвинизма невозможным. Прежде всего вера интуитивна. Она не возникает как итог последовательного размышления, но западает прямо в душу. Вера признает что-либо за истину на основании не личной интуиции человека, а свидетельства Бога. Не так уж существенно, в какой степени этому сопутствует озарение. Вера всегда зиждется на слове Бога, а не на озарении верующего. Суть его также не в том, что озарение разума и рациональная аргументация приводят верующего к выводу, что Библия — Слово Божье, и не в том, что оно побуждает верующего, познавшего на опыте силу Библии, уверовать в ее Божественное происхождение. Свидетельство Святого Духа явлено в том, что побуждает человека легко и свободно уверовать в Божественный авторитет, носительницей которого выступает Библия, повелевающая христианину как Слово Божие. Короче говоря, Святое свидетельство вселяет в душу христианина веру в Божественность Библии или, если употребить общепринятый латинский термин, — divinitas. И христианин обретает в Библии истину силой этого убеждения. Если вам вздумается искать первооснову этого убеждения и вопрошать, почему христианин верит, что Библия — Божественная книга, и почему он возлагает тем самым надежду на Бога, то, по выражению Германа Бавинка, христианину придется согласиться с тем, что он не в силах дать ответ. Иными словами, это — аксиома, одно из основных начал христианства». Это означает, что вера есть следствие действия Бога, без слышания Слов Св. Писания. «Святое свидетельство вселяет в душу христианина веру в Божественность Библии». Вначале Бог призывает, возрождает грешника Духом Своим, а затем дает ему веру в Божественность Библии. Контекст ясно показывает, что те, кого Отец даёт Сыну – это те, кто приходят ко Христу, а затем веруют в Него.
Вестминстерское вероисповедание, которое считается самым авторитетным изложением кальвинизма, определяя действие Божие в отношении неспасенных, пишет: «Нечестивых и грешных людей Бог, будучи праведным, ослепляет и ожесточает. Он не только не дает им благодати, но иногда также отбирает те дары, которыми они обладали и предоставляет их власти их же собственной испорченности». На это заранее ответил Апостол Павел, что не Бог ослепляет и ожесточает людей а бог века сего: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2Кор.4:3,4). Бог выделил только предопределенное Им количество лиц ко спасению - считают кальвинисты, что же касается всех остальных грешников, то Бог оставил их для заслуженного ими наказания. На вопрос: «Почему Бог так поступил?» Они отвечают: «Бог есть Бог. Он Всемогущ и совершает все, что хочет. Он ни перед кем не ответствен» и приводят текст: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим.9:18-23). Главный вопрос открывающий смысл сказанного: о каких сосудах идёт речь? Бог как Горшечник не делает сосуды гнева, а для доброго – почётного и низкого употребления, что зависит от человека. «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2Тим.2:20,21). А сосуды гнева, как пример фараон сами приготовили себя к гневу через противление Богу и истребление народа Его. И если их Бог поставил «желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением», Он по великому милосердию Своему щадил их, продливая определённые 400 лет до 430.

БЛАГОДАТЬ НЕ БЫЛА БЫ УЖЕ БЛАГОДАТЬЮ
По учению кальвинизма, человек должен сначала родиться свыше, а потом поверить, возрождение предшествует вере. Эту позицию отражают разные кальвинисты: «Разумеется, видение Царства Божьего — проявление веры, и поэтому вера невозможна без духовного возрождения. Тем самым возрождение должно предшествовать вере. На этом основании можно утверждать, что порядок таков — возрождение, вера, оправдание». Кальвин, цитируя Августина, пишет: «И Если Ему угодно спасти, то никакое свободное решение не воспротивится этому. Посему нет сомнения в том, что воля людей не может противиться воле Бога, Который совершает все, что пожелает на небе и на земле, и Который совершил даже то, что еще наступит, ибо Он делает все что угодно и с волей людей». Томас Уатсон (17 век) писал: «Это призвание, которому нельзя противостать. Когда Бог призывает человека Своей благодатью, тот не может не прийти… Он говорит: «Да будет вера», становится так».
Библейского понятия как «неотразимая или непреодолимая благодать», в Библии несуществует. Это равносильно что сказать «насильный подарок». Спасительная благодать, это добрый дар от любящего Отца. «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». Кальвин привнёс чуждое понятие о благодати, приписав ей насильственный характер. «иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:6). Другими словами: если за благодатью стоит что то, то это уже не подарок а заработок. Подобные представители иного были и во дни Апостола Павла. «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию» (Гал.1:6). Мы должны принять Библейскую истину, что благодать воздействует не на избранных, а на смиренных. «Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:6-8). Благодать есть милосердие Бога, которое приходит к тем кто открывает ему сердце в смирении. Поэтому  оно не может касаться гордых и ожесточённых сердец, им Бог противится, но кто покоряется и приближается к Богу, противостоит диаволу, очищает руки и исправляет свою душу.
Уходя с земли Христос сказал Своим ученикам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16). Христос повелел проповедовать всему миру и на условии веры и крещения принимать благодать спасения. Озарение к принятию спасения верой происходит от слышания проповеди Евангелия, которое само в себе имеет силу, так как изошло от Бога. «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4:5,6). В чём и сокрыто «великое повеление» и суть спасённых и погибших. По мнению кальвинистов, призывая к спасению всех, мы должны знать что примут Евангелие только определенные Богом, но как мы не знаем кто, то должны возвещать всем и в доверии Богу, не беспокоиться о результатах. «Приглашение Евангелия делает призыв к спасению всем, кто слышит его весть. Оно приглашает всех людей без различия бесплатно пить воду жизни и жить. Оно обещает спасение всем, кто покаются и уверуют. Но этот внешний общий призыв, звучащий как для избранных, так и для неизбранных, не приведёт грешников ко Христу. Почему? Потому что люди по природе мертвы в грехе и находятся под его властью. Сами по себе они не могут и не желают оставить свои злые пути и обратиться к Христу за милостью. Следовательно, невозрождённые не ответят на призыв Евангелия к покаянию и вере. Никакие внешние угрозы или обещания не заставят слепых, глухих, мёртвых, бунтующих грешников склониться перед Христом как перед Господом и искать спасения только у Него. Такой поступок веры и подчинения противоречит природе заблудшего человека». (Дэвид Н. Стил и Кертис С. Томас, «Пять Пунктов Кальвинизма», стр. 48) Кальвинизм предполагает, что без вмешательства (то есть, возрождения) Бога, никто никогда не захочет принять Христа. Потому значушим фактором спасения является воздействие на подсознание грешника. Окультный мир воздействует на чувства и подсознание человека, обходя, а зачастую лишая способности здравомысленного, логического анализа происходящего. На этом построены все сеансы экстросенсов, гипноза и колдунов. Методы общения и влияния Бога к человеку отличаются коренным образом, Его обращение всегда к разуму человека. После принятия разумной информации, исходя из состояния души и духа человека проявляются чувства определяющие дальнейшую его реакцию. «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:7-11) Таким образом, кальвинисты находятся в неловком положении, заявляя что делают искреннее предложение спасения всем, осознавая что оно не для всех (неизбранным). Говоря что необходимо уверовать, они знают что «условие веры» не зависит от них, потому что неизбранный не может уверовать и выполнить это условие. Но главное, убеждая неспасенных в любви Божией, они признают, что не все имеют право на спасение, так как Бог от вечности определил их на погибель, как Сам захотел.
Благодать действует ненавязчиво, но мягко по мере предоставленного ей места. «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:10-11). Выражение «что Мне угодно» говорит не об избрании, а о правах Бога на каждую душу. Христос привёл в пример притчу о сеятеле: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Матф.13:23). Результат действия благодати приходит не сразу, зачастую оно имеет «внутриутробное» развитие и «в терпении приносит плод». А также не в равной мере, что зависит от почвы человеческих сердец. В учении кальвинистов во всём просвечивается предопределение, которое перевернуло с ног на голову изначальные аргументы. По их мнению вера есть результат не слушания слова (Рим.10:17), а неотразимое действие Духа по предвечному предопределению. Напрашивается вопрос: а как же все кого Дух не просветил? Апостол Павел прежде чем сказал «Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего» (Еф.1:17,18), описывает механизм принятия и просвещения Духа Святого: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13).

БЛАГОДАТЬ ЕВАНГЕЛИЯ
Вера является условием для спасения, которое человек должен выполнить, не являясь при этом причиной для заслуг или основанием спасения. Вера приводит к спасению, так же, как и неверие является причиной осуждения. Бог выступает инициатором спасения, Он дает всем людям (а не только избранным) посредством действия Духа Святого воздействует на сердце еще невозрожденного человека, обличает его в грехе (Ин.16:8-11) и как дождь взрыхляет почву, сбрасывает цепи с воли человека, что дает возможность положительно откликнуться верой. Предваряющая благодать — это благодать, которая ниспосылается Богом всем людям без различия, в равной степени. Она составляет основу всего доброго, что только встречается в людях. Она даруется всем, чтобы противодействовать последствиям греха. Бог назначил каждому «день посещения», в который предваряющая благодать для всех дает возможность выбора и делает человека ответственным за свой выбор, который осуществляется через веру. (1Пет.2:12) Вера имеет две стороны: она является подарком Божьим, но она является и проявлением личных качеств человека, потому что уверовать должен осознанно сам человек как личность. «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощение грехов, соделанных прежде». (Рим.3:24,25)
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан.1:16). Изначально важно отметить что благодать всем людям произошла через Господа Христа, как милость после заместительной жертвы за проклятие людей. Благодать в двойне: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит.2:11,12). Благодать характеризуется двумя проявлениями:
1.Спасительная, которая употребляется со словом вера. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:8-10). Здесь слово «дела» стоит в противопоставлении, потому что ассоциируется с законом. Павел поясняет что закон добр и заповедь свята и всякий кто их исполнит будет оправдан и жив. Но проблема в нашей греховности, которая не в состоянии соблюдать святые нормы Бога и по справедливости Его приговаривают человека к проклятию. В этом заключалась тайна закона, - открыть полную испорченность людей и стать «детоводителем» ко Христу и когда явилась благодать мы ухватились за неё верой как за спасательный круг. В жизни спасённых, возрожденных Духом Божьим и живущих по Духу есть определенные характерные черты:
1) гонения за благочестивую жизнь: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоан.15:20). «Да и все, желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12);
2)  неприятие нечестия: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, – ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр.2:78);
3)  стыд за прошлую греховную жизнь: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть» (Римл.6:21);
4) добрые дела и послушание: «Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лук.8:21). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14);
5) верность христианскому Евангелию: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:89). «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживается так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:14);
6) отделение от мира: «Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Петр.4:4). «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:1718);
7) свобода от рабства греха: «…Истина сделает вас свободными. Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим.6:1618).
2.Благодать научающая жить целомудренно, праведно и благочестиво. Дух Святой, производящий в нас хотения и действия по Своему благоволению, есть вторичная благодать. Именно это увидел Варнава среди христиан когда пришёл в Антиохию. (Деян.11:23). Об этом Павел писал во всех своих письмах, прося чтоб она умножалась в них. Таким образом преизбыточествующая благодать есть подарок и никак не совместима с «непреодолимой» или «неотразимой». Евангелие Христа и Апостолов открывают совершенно иное понимание благодати, нежели у многих сегодня: «Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1Пет.1:13-17) «Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 21). «Которым и спасаетесь, если преподанное удерживае­те так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1Кор.15:2). «Подвизайся добрым подвигом веры, дер­жись вечной жизни, к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (1Тим.6:12). «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр.3:6,14). «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр.4:14). «Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр.10:23). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр.12:14,15). «Только то, что имеете, дер­жите, пока приду» (Откр.2:25).
Господь обращаясь к разуму человека ожидает ответа его сердца. «Кто жаждет иди ко Мне и пей» (Ин.7:37). «Но они сказали не пойдем», потому что «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан.3:19-21). «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! Кто поверил слышанному от нас?» и «не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр.4:2-3). Даже из 70 учеников которых избрал Сам Христос, который знал что в человеке, не все остались верны Ему до конца. Он посылал их на служения наделив силой Духа Святого. (Лук.10:1) «то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют?» (Матф.12:27). Но когда они не могли вместить сказанных Им слов, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Иоан.6:66,67). С одной стороны «Бог производит в человеке и хотение и действие по Своему благоволению», а с дугой Бог призывает человека: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.1:10,11). Иоанн подводит итог служения Бога среди людей: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него… Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их… ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Иоан.12:39-43). Этими словами Иоанн подтверждает Богом данный суверенитет человеческой личности и его свободной воли. После всех усилий направленных ко спасению грешников, Христос заплакал и сказал: «Сколько раз  хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лук.13:34). Бог, до последнего, ожидает покаяния человека, «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». (Иез.33:11; Быт.3:8-13; Мф.26:50).

ДЕЙСТВУЮЩАЯ БЛАГОДАТЬ
Рассмотрим три этапа действия спасительной благодати:
1.Чем привлекает Господь? – Любовью в заместительной жертве. Христос воспользовался образом в беседе с Никодимом, сказав: «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). «Бог Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас , когда мы были еще грешниками» (Рим.5:9). «Не было в нем вида, который привлекал бы нас к Нему...но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53). Господь влечет Своей любовью. «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог» (Иер.20:7). Страх рождает в рабство религии, а любовь в сыновство. «благость Божия ведет к покаянию», но Он не заставляет делать это насильно, но ждет ответа доброй совести. «Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2).
2. Кого привлекает? Божий ответ гласит «всех»: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет» (Ин.12:32-33). «Но почему Он говорит «всех»? Для того, чтобы люди с чистой совестью пребывали в ещё большей уверенности, видя, что нет никакого различия между верующими, если они веруют. А с другой стороны, чтобы нечестивцы не жаловались, что у них нет прибежища от несчастий, ибо они отвергнуты за свою неблагодарность» - Кальвин. Увлекшись своими измышлениями, Жан теряет логическую цепь о безусловном избрании, говоря что нечестивцы отвергнуты за свою неблагодарность. Кальвин подвергает сомнению слово «всех», а Евангелие ставит его во главу. «Посему и может всегда спасать всех приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25). «предавший Себя для искупления всех. [Таково было] в свое время свидетельство» (1Тим.2:6). «Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10). «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Своего Спасителем миру» (1Ин.4:14). «Который есть Спаситель всех человеков» (1Тим.4:10). «Посему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного, всем человекам оправдание к жизни» (Рим.5:8). «Дабы ему вкусить смерть за всех» (Евр.2:9). «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан.12:32). «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). «Ибо всякий кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13). «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). Почти все тексты говорящие о жертве Христа имеют обобщающее местоимение - «все, всех, за всех, для всех»
3.Каким образом Бог привлекает грешников? Через благовестие Евангелия. «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала» (Ион.4:39). Христос зная что вечные судьбы людей зависят от их веры в совершённое искупление, повелел Своим последователям идти и проповедовать Евангелие - «слово истины благовествование вашего спасения» (Еф.1:13). «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Кальвин не поддерживает полной посвященности благовестию, так как он уверен что оно необходимо не всем. «В том, что завет жизни (alliance de vie) проповедан всему миру не в равной степени и даже там, где он проповедан, не в равной степени воспринят всеми людьми, проявляется чудесная тайна Божьего суда. Ибо нет сомнений, что это различие угодно Богу. А если очевидно, что по желанию Бога одним даётся спасение, а другим в нём отказано, то это влечёт за собой великие вопросы. Ответить на них можно, только лишь научая верующих тому, что они должны постигать в отношении Божьего предопределения. Этот предмет многим представляется очень запутанным, так как они не находят каких-либо причин, по которым Бог мог определить одних к спасению, а других к смерти. Однако вскоре обнаруживается, что они сами запутались вследствие недостатка здравого смысла.». («Наставление в христианской вере» книга 3, гл. XXI, 1). Жан противоречит сам себе, говоря что спасение не относится ко всем «вследствие недостатка здравого смысла», и он же утверждает что его даёт Бог благодатью Своей для предизбранных не зависимо от их «здравого смысла». «Как случилось, что Бог лишил света Евангелия столько народов и излил его на других? Как случилось, что чистое знание небесной истины не дошло до множества людей, а другие с большим трудом усвоили лишь частицы его? Сейчас нетрудно понять, к чему стремился св. Павел. Он велел Тимофею совершать торжественные молитвы «за царей и за всех начальников» [1 Тим 2:2]. Поскольку представляется несколько странным обращаться к Богу с молитвами за людей, лишённых надежды, ибо они не только находятся вне сообщества верных, но и пытаются своей властью уничтожить владычество Христа, апостол сразу же добавляет, что это угодно Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись [1 Тим 2:3-4]. Это означает лишь то, что Бог не закрыл путь к спасению людям в любом состоянии, но распространил своё милосердие таким образом, который свидетельствует, что Он хочет, чтобы оно относилось ко всем. Другие свидетельства не раскрывают, что Господь постановил в своём тайном приговоре, однако дают понять, что прощение даётся всем грешникам, которые просят о нём, искренне раскаиваясь. Если кто-нибудь будет настаивать на словах, где сказано, что Бог хочет дать милость всем [Рим 11:32], то я отвечу, что, с другой стороны, сказано, что Бог наш пребывает на Небесах, где творит всё, что Ему угодно. Следовательно, эти слова нужно понимать в том смысле, который соответствует другому речению: кого помиловать, Бог помилует, кого пожалеть, пожалеет (Исх.33:19). Ибо, избрав тех, к кому Он проявит милосердие, Он не проявит его ко всем».  («Наставление в христианской вере» книга 3, гл. XXIV, 15). Во первых Кальвин обвиняет Бога что Евангелие дошло не всем народам. Во вторых, ему непонятно желание и милосердие Бога для всех людей и в третьих он извращает слово Бога: «кого помиловать - помилую, кого пожалеть – пожалею» (Исх.33:19), где к положительному оттенку «помилую, пожалею», он прописывает отрицательный – «Ибо, избрав тех, к кому Он проявит милосердие, Он не проявит его ко всем». Апостол Павел и все христиане водимые Духом Святым посвятили себя спасению людей в свидетельстве им о Спасителе. «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол.1:28,29). «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1Кор.9:19-23). «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:1-4). «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину» (Рим.1:16). «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф.3:6). Слышанное слово, растворённое верою производит «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (Евр.4:2; 2Кор.7:10). «я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). «благовествуем Вам чтоб Вы обратились к Богу живому и истинному» (Деян.14:15). «Принявши от нас слышанное Слово Божие, Вы приняли не как слово человеческое, но как Слово Божие, - каково оно есть по истине» (1Фес.2:13). «примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Ик.1:21). Бог совершил наше спасение; предлагает его нам через благовестие; Своей благодатью делает нас способными принять это спасение, от нас зависит только подписать.
Кальвин исключает из покаяния волю человека. «Полагаю, из сказанного выше вполне ясно, что покаяние - это совершенный и особенный Божий дар; поэтому нет необходимости в дальнейших рассуждениях на эту тему» - Кальвин. Покаяние есть волевое изъявление повиновения и исправления. «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться… Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами. Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» (Иер.4:1-4). «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак.1:21; Рим.11:14). Бог в полной мере даровал благодать, которая произошла через Сына Его, Он совершила спасение мира, а сверх того излил в Духе Святом силу чтобы уверовавшие могли жить свято, по Духу. Теперь вся ответственность осталась за человеком, для которого Он оставил Слово Своё. «Бог от начала, чрез освящение Духа и Веру истине, избрал Вас ко спасению, к которому и призвал Вас благовествованием нашим» (2Фес.2:13-14). Писание обращается к нашей воле - «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3). Призывая следовать за Собой, Христос ставил три условия:
1) «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).  Никому не следует объявлять себя учеником Иисуса, не взвесив сначала, готов ли он уплатить требуемую цену. "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия". Из сказанного следует, что мы должны сжечь за собой все мосты, чтобы отрезать путь к отступлению. Господь Иисус Христос показал Своим ученикам абсолютное послушание и полное посвящение Отцу. «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8). Он знал что ученикам предстояло пройти Его путь и потому учил их полному посвящению. Пройти через страдания и отвержение чтоб достичь вечной славы возможно только при одном условии – «отвергни себя». Апостолы ясно усвоили эту истину и учили церкви «многими скорбями надлежит войти нам в царствие Божие» (Деян.14:22). Бог никого не принуждает брать крест где наши интересы и предпочтения будут распяты, это решение каждый должен принять исключительно из любви ко Христу. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:14-16).
2) «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:37). Всех кто хочет стать учеником, Господь Иисус Христос просит о первой любви. Наша любовь к Нему должна быть намного глубже, чем любовь ко всем тем, которые нам так дороги в семье. Вот как это проявилось в жизни Господа когда Ему сказали, что пришли Его мать и братья, чтобы остановить Его, ибо говорили что Он вышел из Себя. Он дал ошеломляющий ответ: «Кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мат.12:48-50). Часто бывает, что самое сильное сопротивление следованию за Христом, исходит из собственной семьи. Иисус говорит: «И враги человеку - домашние его». (Мат.10:36). Мы можем иметь различную человеческую привязанность, но недолжно быть зависимости более чем от Господа.
3) «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.14:33). Двенадцать учеников оставили своё имущество и средства дохода: лодки, сети, хобби, семьи и дома чтобы следовать за Иисусом. Петр сказал: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобой» (Map.10:28). Господь далеко не всегда требует таких жертв, есть повседневные отрешения от того что кто имеет, которые христиане выбирают между личными интересами и жертвой во имя Христа. Такая верность продиктована взаимной любовью ко Христу и исходит из личного, волевого решения.
Человек несомненно не может спастись без Божьей благодати, но в том то и суть благодати что она дарована всем и в её природе заложена возможность его отвержения. Подарком, как и любовью, можно пренебречь или отвергнуть, из чего следует, что человек может сопротивляться Божьей благодати. «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоан.5:40). Причем это сопротивление может проявиться как в том, что человек изначально отвергает призыв Божий, так и в том, что он может отказаться от благодати и после того, как он был ею спасен, утратить спасение. (Гал.5:4). «Вы отпали от благодати». «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр.12:15). Утверждение что Бог принуждает людей, лишая их права на свободный выбор, потворствует доктрине «люцифериан», которые обвиняют Бога в рабстве и прославляют люцифера за свободу, которую он им даёт. «Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он [никого] не угнетает» (Иов.37:23). Благодать – это дар, а не насилие воли и её нельзя применять в добровольно-принудительном порядке. Благодать, никогда не может быть «необратимой», сам термин «необратимая благодать» похож на оксиморон «насильственный подарок», где насилие и подарок против ставные по природе понятия, как – «женатый холостяк», «квадратный круг» и т. д.

Вывод:
- Не Библейское и не логическое словосочетание «всепреодолевающая или неотразимая благодать». Она представлена не как общая милость, а как избирательный, насильственный магнит, притягивающий только тех, кто предопределен к вечному спасению и не касается остальных.
- Учение о неотразимой благодати, делает человека обреченным на спасение и подавляет всякую инициативу искать Бога. Это противоречит учению Библии о спасении, которое побуждает искать и призывать Господа.
- Упраздняет значение «покаяния, обращения», как metonoya – изменение мышления и образа жизни, приписывая это действие Духу Бога.
- Призывает счастливчиков вошедших в ограниченное число спасенных молиться так: «благодарю Тебя Отче что я не таков как прочие люди», но что скажут Богу остальные?

из книги «ОБРАТНАЯ СТОРОНА»

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.