Тора и Новый Завет о Машиахе Йешуа

Через Моше Бог дал им Тору, содержащую Его стандарты праведности. Через судей, царей и пророков Он поощрял их, дисциплинировал и обещал, что окончательное спасение придёт к ним и к остальным народам через "помазанника" (ивритское "машиах", русское "мессия", означающее то же самое, что и греческое Христос, русское "Христос"). Продолжая эту летопись, Новый Завет утверждает, что Мессия Израиля, о котором пророчествовал Танах - это Йешуа, реальная историческая личность, что он родился, жил и умер подобно другим. Однако, в отличие от других, он умер не просто оттого, что его жизнь подошла к концу, но с целью искупления нас от наших грехов. Также в отличие от других, он воскрес из мёртвых, жив сейчас и находится "по правую руку от Бога" и придёт во второй раз, чтобы принести мир на землю и принять правление в качестве Царя Израиля. Чтобы объяснить, почему только он мог стать окончательной жертвой за грехи, Новый Завет называет его Сыном Человеческим и Сыном Божьим. Первое из этих имён взято из Танаха26 и смысл его в том, что Йешуа является человеком в полной мере, человеком совершенным, безгрешным, "ягнёнком без порока". Поскольку он не должен был отдавать жизнь за свои собственные грехи, он мог стать "Божьим Ягнёнком... берущим на себя грех мира". Второе имя, на которое Танах только намекает, означает, что "в нём, телесно, обитает полнота всего того, что свойственно Богу"; так что он уникальным образом способен выразить любовь Бога по отношению к человечеству.
Йешуа Машиах для евреев стал камнем преткновения (греч. «скандалон», от которого произошло слово «скандал»), поскольку все надежды евреев, связанные с Мессией, подразумевали восстановление самодержавия в Израиле (Деян.1:6,7) и установление мира во всём мире (Исаия.2:1-5). С точки зрения подобных ожиданий, распятый римскими угнетателями Мессия являл собой непреодолимое препятствие. Даже Вавилонский Талмуд говорит о двух Мессиях. Мессия, сын Йосефа, страдает во искупление чужой вины и умирает ради Израиля, то есть становится «проклят»; в то время как другой Мессия, сын Давида, считается тем, кто установит мир на земле. «И будет рыдать земля» (Зах.12:12). Раби Доса и другие раввины не пришли к единому мнению относительно значения этого стиха. Один из них сказал, что они будут оплакивать Машиаха Бен-Йосефа, который будет предан смерти [в те дни]; в то время как другой сказал, что оплакивается ецер гара [склонность ко злу], которая будет предана смерти... Раввины учили, что Святой, да будет Он благословен, скажет Машиаху Бен-Давиду: «Проси у Меня, что только пожелаешь, и Я дам тебе, ибо написано: "Господь сказал мне: ты сын Мой, сегодня Я стал твоим отцом; проси у Меня, и Я дам тебе в наследство народы» (Псал.2:7,8). Когда Машиах Бен-Давид увидит, что Машиах Бен-Йосеф умерщвлён, он скажет Богу: «Владыка Мира! Всё, что я прошу у Тебя, - это жизнь!» Бог скажет ему: «Ещё до того, как ты сказал "жизнь" твой отец Давид пророчествовал о тебе, как написано: "Он просил у Тебя жизни, и Ты дал её ему» (Псал.20:5). (Сукка 52а) Новый Завет, безусловно, показывает, что Машиах Бен-Йосеф и Машиах Бен-Давид - это одна и та же личность, Йешуа. Он физически был потомком царя Давида, его отцом формально считался Йосеф (но он не был физическим отцом), а его воскресение дало ему возможность прийти дважды и исполнить обе роли. Пророки предсказали первое бесславное пришествие Мессии, который должен был прежде умереть за грехи мира (Исаия.52:11-53:10; Захария 9:9; 12:10-14, Ин.19.37), затем воскреснуть (Псал.15:10), вознестись к Отцу Небесному (Псал.109:1) и вернуться в славе для восстановления царства (Исаия.53:10-12).
«В давние дни Бог многократно и различными способами говорил Отцам  через пророков. Теперь, в ахарит-гаямим, Он проговорил к нам через Своего Сына, которому Он всё дал во владение и через которого сотворил вселенную. Сын этот является сиянием Шхины, полным отображением сути Бога, поддерживающей всё существующее своим могущественным словом; совершив собой очищение грехов, он сел по правую руку от ГаГдула БаМромим» (Евр.1:1-3). В стихах 2-3 далее перечислены семь отличительных черт Божьего Сына, показывающие его превосходство:
1) Бог дал ему во владение всё существующее (ср. Кол. 1:15-16). Буквально «сделал его наследником всего». «Проси меня, и Я дам народы в наследие тебе, и во владение тебе – края земли» (Пс.2:8; Мат.4:8-9, 21:38; Деян.1:8).
2) Бог сотворил вселенную через него, о чём говорится также в Ин.1:3, Кол.1:16. То, что вселенная была сотворена при помощи посредника - Слова (Ин.1:1-3), Шхины
3) Греческое слово характер, использованное в Новом Завете только в этом месте, более полно отражает идею о том, что суть Бога проявлена в Мессии (Ин.14:9), чем слово эйкоп («образ», 2Кор.4:4, Кол.1:15). Ср. Числа 12:8: Моисей, в отличие от Мирьям и Аарона, видел тмуна («подобие», «изображение», в современном иврите - «картину») Адоная.
4) Сын этот является сиянием Шхины, буквально «славы», но Шхина - более точный еврейский термин, чем слава, в статье Энциклопедии «Иудаика» (том 14, с. 1349-1351) определяется следующим образом: «Божественное Присутствие, сверхъестественная имманентность Бога в мире... проявление святости посреди нечестия...» Далее в статье говорится: «Один из наиболее часто использующихся образов, связанных с Шехиной - это образ света. Так, по поводу стиха «...земля озарилась славой Его» (Быт.1:3; Иез.43:2), раввины делают следующий комментарий: «Это лицо Шехины»' (Авот диРаби Натан [18б-19а]; см. также Хуллин 59б-60а). «Как небесные ангелы, так и праведники в олам габа («грядущем мире»), будут питаться от сияния Шехины» (Исход Рабба 32:4, Брахот 17а; ср. Исход 34:29-35). Согласно Саадии Гаону [882-942 н.э.], Шехина тождественна кевод га-Шем («Божьей славе»), которая выступала в роли посредника между Богом и человеком во времена пророческих откровений. Он высказывает мысль о том, что «Божья слава» является библейским понятием, а Шехина - талмудическим термином, обозначающим сотворенное величие света, действуйщего в качестве посредника между Богом и человеком и иногда способного принимать человеческий облик. Таким образом, когда Моисей попросил Бога показать ему Свою славу, он увидел Шехину, а когда пророки в своих видениях видели Бога в образе человека, то на самом деле они видели не Самого Бога, а Шехину (Ис.6:1-3; Иан.12:41; Иез.1:26, 3Цар.22:19; Дан.7:9 в «Книге верований и мнений» 2:10). Цель этих цитат не в том, чтобы показать, что Йешуа является «сотворённым величием света», а в том, чтобы передать некоторые ассоциации, связанные с выражением «сияние славы», или сияние Шхины. (2Кор.3:6-13; Отк.21:23.
5) Йешуа не только сам является Словом (Ин.1:1), но он произносит (говорит) могущественное слово, которое поддерживает (Кол.1:17 и ком.) всё существующее.
6) Автор оставляет на время описание функций Мессии во вселенском масштабе и переходит к его функциям в отношении человечества: собой он совершил очищение грехов, а этого, как это шаг за шагом разъясняется на протяжении оставшейся части книги, не смог сделать никто другой.
7) Он сел но правую руку от Бога. В древнееврейском тексте Псалма 109:1, говорит Сам Бог: «ЙГВГ сказал моему Господу: сиди по правую руку от Меня». «Правая рука Бога» - это не какое-то место. Выражение относится к высокому положению Мессии и к его тесной связи с Богом как когена гадоля, ходатайствующего за верящих в него (7:25,26). По отношению к Богу здесь использован эвфемизм, «ГаГдула БаМромим» («Величие на высоте»). Таким образом, поскольку он находится по правую руку от Бога, он во многом превзошёл ангелов, хотя «на короткое время был понижен в статусе ниже ангелов» (2:9). В наши дни некоторые немеесианские евреи из-за своего противостояния христианству настаивают на том, что в иудаизме Мессия никогда не рассматривался как нечто большее, чем обычный человек. Несмотря на это, нет сомнений, что в первом веке многие евреи, как те, кто был привлечён учением Йешуа, так и его противники, осознавали, что Мессия больше, чем просто человек. Но насколько больше? Равен ли он ангелам? Он выше всех их - именно это стремятся показать отрывки из Танаха, приведённые в оставшейся части главы. Буквальный перевод данного стиха будет звучать так: «Он стал тем, кто гораздо лучше ангелов, так как имя, унаследованное им, превосходит их имена».
«
Хотя он и был Сыном, но научился быть послушным через страдания. Достигнув же цели, он стал источником вечного избавления для всех тех, кто послушен ему, поскольку Бог провозгласил, что он коген гадолъ, сравнимый с Малки-Цедеком»(5:8,9).  В рамках системы коганим-левитов, было умение сопереживать людям Кроме того, коген гадоль назначался свыше, Самим Богом. Йешуа отвечал этим условиям. Йешуа способен сопереживать людям, поскольку он стал одним из нас, но, в отличие от нас, он полностью повиновался Богу. Сравните повествования в Мат.26:36-46 и Лук.22:39-46, где описывается, как Йешуа со слезами и восклицаниями возносил молитвы и мольбы в саду Гат-Шманим. Кто-нибудь мог бы сказать, что он не был услышан, поскольку Тот Кто властен был избавить его от смерти, не сделал этого. Однако Йешуа молился о том, чтобы Божья воля исполнилась, а согласно Танаху (1Кор.15:3,4; Матф.26:24), Божья воля состояла в том, чтобы Йешуа умер, праведник за неправедных (1Петр.3:18), и благодаря этому стал источником вечного избавления для всех тех, кто послушен ему. При этом «Зачинатель», «Инициатор», «Свершитель» нашего доверия (12:1) и послушания, основанного на этом доверии (Рим.1:5, 16:26), не воспользовался божественной силой небес, чтобы проложить этот путь для всех тех, кто послушен ему, хотя и был Божьим Сыном. Напротив, он сознательно лишил себя этой власти (Фил.2:6-8) и научился быть послушным через страдания (греческое слово, означающее «страдания», подразумевает конкретно страдание смерти. Только таким образом он мог достичь цели, стать «первенцем [из мёртвых] среди многих братьев» (Рим.8:29, 1Кор.15:20) и нашим совершенным когеном гадолем, сравнимым с Малки-Цедеком. Достигнув цели. Эта фраза обычно переводится как «сделавшись совершенным», «совершившись». Но Йешуа не был несовершенным; скорее, цель Бога была в том, чтобы Йешуа сделался нашим совершенным когеном гадолем, полностью отображающим то Мессианским евреям, положение в котором находится человечество, и сопереживающим людям. Будучи небесным Первосвященником, он стал источником вечного избавления для всех тех, кто послушен ему, что объясняется далее в главах 7-10.
Йешуа стал когеном (священником) на основании клятвы, данной Богом, Который сказал ему: «Адонай поклялся и не передумает: Ты коген вовеки. Адонай поклялся и не передумает»(Евр.7:20,21). Эти стихи следует читать в контексте 6:13-20 (Гал.3:15-18; Псал.109). Здесь он делает ударение на слове «поклялся», «вовеки», «подобный» и «Малки-Цедек». Здесь приводится объяснение того, почему новый договор, поручителем которого стал Йешуа, превосходит договор, заключённый с Моисеем на горе Синай. Более того, нынешних коганим много, потому что смерть не позволяет им оставаться в должности навечно. Он же, поскольку живёт вечно, не передаёт свою должность когена кому бы то ни было; а следовательно, в полной мере способен спасать тех, кто приближается к Богу через него, поскольку жив вовеки, и, таким образом, вовеки способен ходатайствовать о них. В Книге Исайи 53:12 содержится пророчество о том, что слуга Адоная (Мессия) "будет ходатайствовать за преступников"(Ис.2:16-18; Рим.8:34). Йешуа находится «по правую руку от Бога... и ходатайствует за нас»,а в (1Ин.2:1) говорится о том, что Он «Цадик» («Праведник»), «ходатайствующий за нас перед Отцом». В других стихах подчёркивается, что только через него мы имеем доступ к Богу (Ин.14:6; Деят.4:12; 1Ин.2:22-23). Поскольку он святой, без всякого зла и порока, отделённый от грешников (Рим.8:3).
Йешуа превосходит систему коганим-левитов, состоит в том, что последним нужно было ежедневно приносить жертвы за собственные грехи, в то время как Йешуа совершил это однажды, раз и навсегда, отдав самого себя ради грешников (Ис.9:14). Процесс принесения жертвы, описанный в Торе, предполагает, что и когену, и тому, кто приносит жертву, необходимо отождествить себя с этой жертвой. Здесь же мы видим абсолютное, совершенное отождествление, которое нет нужды повторять. Еврейская традиция в самых резких терминах осуждает принесение в жертву людей, содрогаясь от ужаса при одной мысли о том, что невинный человек может быть умерщвлён ради какой-то непонятной пользы, которая эта смерть якобы принесёт другим. Однако смерть Йешуа является исключением из правила и выходит за рамки логических объяснений, как это часто происходит в тех случаях, когда сверхъестественные события, связанные с Йешуа, вторгаются в естественный уклад этого мира. Действительно, принесение в жертву грешника будет бесполезно и для него самого, и тем более для других людей, Однако Йешуа, будучи безгрешен, во-первых, не имел нужды приносить жертву за самого себя смерть не имела над ним власти», Рим. 6:9), а, во-вторых, его жертва принесла пользу остальным, так как была «без порока», как и предписано Торой. Наконец, воскресение Йешуа не просто свело на нет весь ужас в связи с жертвоприношением человека, но и заставило нас прославить этот факт.
И вот в чём суть всего сказанного нами: у нас есть именно такой коген гадоль, о котором идёт речь. Он действительно сидит по правую руку от ГаГдула на небесах. Там он служит в Святилище, то есть в истинном Шатре Общения, который воздвигли не люди, а Адонай. Труд же, который предстояло совершить Йешуа, во многом превосходит их труд, так же, как превосходнее договор, посредником которого он является, поскольку этот договор был дан как Тора на основании лучших обещаний. Новый Договор был дан как Тора, означает, что еврей не сможет быть полностью верным Торе, полностью соблюдающим её заповеди, до тех пор, пока не примет и Новый Завет как Тору. Еврей, считающий себя шомер-мицвот, «соблюдающим заповеди», обманывает самого себя, если не повинуется Новому Договору. До тех пор, пока он не признает Йешуа Мессией и искупительной жертвой за свои грехи, он будет проявлять непослушание Торе. Бог помещает Свою Тору, учение, в разум и в сердца Своих истинных последователей при помощи Руах ГаКодеш, Святого Духа, которого Йешуа послал для того, чтобы он научил нас всей истине (Йн.16:13-15; о том, как соотносятся Святой Дух и Тора, см. ком. к Деят.2:1, где говорится о еврейском празднике Шавуот, также ср. 2 Кор. 3:16-18, Рим 8:1-4). На языке Писания иметь Тору в своём разуме и сердце - значит быть святым. Человек, в разуме и в сердце которого записана Тора, действительно должен быть шомер-мицвот, но в соответствии с прушей-Тора (толкованиями Закона), предложенными Йешуа и авторами Нового Завета.
Моя цель при составлении Комментария к Еврейскому Новому Завету заключалась, среди прочего, в том, чтобы сделать новозаветное толкование ближе и понятнее еврейскому читателю. Позвольте также добавить, что нет никаких причин, по которым мессианский еврей не мог бы стать шомер-мицвот в полной мере, чтобы это также включало в себя следование большей части Устного Закона. В Новом Завете нет ничего, что могло бы помешать этому. Напротив, есть ряд отрывков, которые поддерживают подобное желание (Мат.5:19,20; 23:2,23; Йн.7:37-39; Деят.21:20; Гал.5:3). Это та же самая Тора, единственно возможная Тора, которую следует понимать в духе Мессии, «в толковании Мессии» (Гал.6:2; 1Кор.9:21). А. Лукин Уильямс пишет: «Слова, которые Бог говорит через Иеремию, возвещают не о появлении нового Закона, а о новом принципе соблюдения Закона, в соответствии с которым Бог прощает грешника, записывает Закон в его сердце, позволяет ему перейти на новый уровень взаимоотношений с Ним и открывается ему». Йешуа благодаря своей смерти стал посредником нового договора [или завещания] Вследствие этой смерти, освободившей народ от преступлений, совершённых при первом договоре, призванные могут получить обещанное им вечное наследство.«Так и Мессия, однажды принесённый в жертву, и понёсший грехи многих,появится во второй раз, уже не в связи с грехом, но для того, чтобы избавить тех, кто снетерпением ожидает его»(Евр.9:28).
«И они воззрят на Меня, Которого пронзили, и будут рыдать о нём, как рыдают о единственном сыне»(Зах.12:10). Колена Израиля будут скорбеть о Йешуа, испытывать глубокое сожаление о тех столетиях, в течение которых они отвергали его как нация. Эта скорбь приведёт их к покаянию и признанию его своим Мессией и спасителем еврейского народа. Некоторые переводы передают эту фразу как «будут рыдать из-за него», подразумевая этим, что еврейский народ не будет испытывать сожаления или раскаяния, а только боль, вызванную судом над ним. Однако греческий текст в этом месте дословно цитирует Септуагинту, которая, в свою очередь, дословно переводит др.-евр. сафду алав («будут скорбеть о нём»). В иврите «скорбеть о ком-либо» не означает «скорбеть из-за кого-либо», а просто «оплакивать». Оплакивание обычно включает в себя как скорбь по умершему, так и сожаление о том, что мы чего-то не сделали для него. Нет причин полагать, что Йоханан имел в виду нечто отличное от того, что подразумевал Захария. «Вот, он идёт с облаками!Всякое око увидит его, И те, которые пронзили его; И все колена Страны будут скорбеть о нём. Да, амен! Я 'Алеф' и ‘Тав’ - говорит Адонай, Бог небесных воинств. Тот, Кто есть, Кто был иКто грядёт». «Алеф» и «тав», буквально «Альфа и Омега», то есть тот, кто существовал в начале и будет существовать в конце. Здесь и в 21:6 и ком. выражение относится к Богу Отцу, а в 22:13 и ком. Оно относится к Йешуа. Значение его совпадает со значением фразы «Тот, Кто есть, Кто был и Кто грядёт».Адонай, Бог небесных воинств. По-гречески кюриос о теос о пантократор, букв. «Господь, Бог, правитель над всем».
«Увидев его, я пал к его ногам, как мёртвый. Он коснулся меня правой рукой и сказал: "Не бойся! Я Первый и Последний, Живущий. Я был мёртв, но вот! - я жив вовеки веков! И у меня ключи от смерти и Шеола».
Новый Завет отличает Йешуа от Бога-Отца, Он воплощался в образ человека, был мертв телом и нисходил в ад, но как минимум три характеристики указывают что Он Бог (Откр.1:17,18).
1) «
Я пал к его ногам, как мёртвый». Обычная реакция, следующая после того, как человек видит Шхину, божественную славу. (Ис.6:5; Йез.1:28, 19:10; Дан.8:17). Йешуа говорит: «Я Первый и Последний». В Книге Исайи 44:6, 48:12 так описывает Себя Бог Отец. Многие титулы и описания Танаха, которые там относятся исключительно к ЙГВГ, в Новом Завете используются по отношению к Йешуа.
2) «
Живущий» - Эль Хай («Живой Бог»), которое в (И.Нав.3:10; Пс.41:3, 83:3).
3) «
И у меня ключи от смерти и Шеола, обиталища мёртвых».Так как ключи являются символом власти (Мат.16:19), смысл этого в том, что Йешуа может вызволить мёртвых (Ос.13:14; Йн.10:17,18; 1Кор.15:1-58). Но эта власть принадлежит одному лишь Богу. Раби Йоханан сказал: «Святой, да будет Он благословен, оставил три ключа в Своих руках и не доверил их руке ни одного посланника: ключ к дождю, ключ к деторождению и ключ к оживлению мёртвых: «И узнаете, что Я Адонай, когда открою гробы ваши» (Иез.37:13). Таким образом, имея власть над смертью и Шеолом, Йешуа обладает властью, принадлежащей исключительно Богу, и, следовательно, отождествляется с Ним.
Человеческая история закончится судом Всевышнего. «Всякий, чьего имени не оказалось в Книге Жизни, был ввергнут в огненное озеро» (Откр.20:15). Это событие предсказано в притче об овцах и козлах, рассказанной в Мат. 25:31-46:«Тогда он будет беседовать и с теми, кто будет слева от него, говоря им: «Уйдите от меня,проклятые! Идите в огонь, приготовленный Противнику и его ангелам!» ...Они пойдут в вечноенаказание, но те, кто исполнял волю Бога, пойдут в вечную жизнь»(Мат.25:41,46). Всякий, чьего имени не оказалось в Книге Жизни, был ввергнут в огненное озеро. Это кульминационный момент для нечестивых. Однако не Бог определил их судьбу, а они сами, так как их дела оказались недостойными Божьей святости, так как они не поверили Ему и Его спасению через Мессию Йешуа. «Господь... терпелив с вами, ибо Его замысел состоит не в том, чтобы кто-либо погиб, но в том, чтобы все отвернулись от своих грехов» (2Петр.3:9). «Однако... из-за своего нераскаявшегося сердца ты собираешь для себя гнев на День Гнева, когда будет явлен Божий праведный суд; ибо Он отплатит каждому согласно его делам», как об этом учат Псалом 61:13 и Притчи 24:12. Желание Бога в том, чтобы все нечестивые отвернулись от своих злых дел. «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог, покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!»(Иез.18:30-32). «Потому что Бог так сильно возлюбил мир, что отдал Своего единственного и неповторимого Сына, чтобы всякий, верящий в него, не погиб, но приобрёл вечную жизнь. Так как Бог послал Сына в мир не судить мир, но чтобы через него мир спасся. Не попадают под осуждение те, кто верят ему. А те, кто не верят, уже осуждены тем, что не верят Божьему единственному и неповторимому Сыну»(Ин.3:16-18).

Читать полностью Еврейский Новый Завет

(Рав Давид Стерн)

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.