В поисках начала

Мы стоим перед очевидным фактом: вселенная, будучи совокупностью пространства, времени, материи и энергии, – существует. Этому может быть дано только два объяснения. Либо сама вселенная вечна, а потому она не нуждается в какой-либо причине для своего существования, либо она имела начало, и тогда причина ее существования должна находиться вне самой вселенной. Но вселенная не могла не иметь начала – такого варианта нам не оставляют ни логика, ни философия, ни естествознание. Наиболее ярким естественнонаучным свидетельством того, что вселенная не вечна, стало открытие фундаментальных законов природы, получивших название «начала термодинамики».
Первое начало термодинамики гласит, что в изолированной системе общее количество энергии всегда остается неизменным. Основу Первого начала составляет закон сохранения энергии. Поскольку же теория Энштейна устанавливает взаимосвязь энергии и материи, мы можем говорить об универсальном законе сохранения. Общее количество материи и энергии во вселенной остается постоянным. Материя и энергия не возникают из ничего и не могут обратиться в ничто. Как сказано в Писании: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Бытие 2:2). Сотворение мира завершено.
В соответствии же со Вторым началом термодинамики, количество полезной энергии (то есть энергии, способной совершать работу) в системе постоянно уменьшается. Система стремится к равновесию, от порядка – к хаосу. Ничто само по себе не организуется – только разрушается. Библейским отображением Второго начала термодинамики является «рабство тлению», под которое мироздание попало в результате грехопадения человека: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне…» (Римлянам 8:20-22).
Из этого следует, что со временем всякая замкнутая система достигает состояния равновесия – минимальной организации и максимального хаоса. Никакой работы более не совершается. И если бы наш мир существовал бесконечно долгое время, то вся энергия и материя равномерно распространились бы в пространстве, и ничего более не происходило бы. Такое воображаемое состояние мира получило название «тепловая смерть вселенной». Но во вселенной мы видим порядок, а не хаос. Видим концентрацию энергии и материи в звездах и галактиках и пустое пространство между ними. Вселенная еще не достигла состояния тепловой смерти. Значит, она не существует бесконечно долго и, следовательно, имела начало. А это неизбежно поднимает вопрос о причине ее возникновения.
Расхожим возражением атеистов стало заявление, что второе начало термодинамики справедливо только для изолированных систем. Но у этого контраргумента есть две проблемы – большая и очень большая. Первая проблема заключается в неточности. Второе начало термодинамики справедливо для любых систем, но математически доказано только для изолированных. И причина не в том, что в открытых системах оно не действует. Просто предусмотреть все формы «открытости» системы, просчитать все варианты того, как энергия может поступать в систему извне, невозможно. Однако, выдвигающий это возражение может на досуге взять в качестве упражнения уравнение состояния системы и добавить к нему хотя бы уравнение постоянного теплового потока. Он убедится – энтропия (математическая величина, обратная степени упорядоченности системы) будет расти еще быстрее! Если же ваш оппонент – любитель экспериментальной, а не теоретической физики, можно поставить наглядный опыт. Сложить две стопки кирпича, представляющие две открытые системы. Одна пусть остается сама по себе, а во вторую следует неуправляемо вводить энергию (ведь случайность исключает возможность направленности) – облить ее горючей смесью, заложить толовую шашку и т. п. Будет ли вторая стопка со временем становиться организованнее первой?
Но у контраргумента атеистов есть и более серьезная проблема. Если они готовы предположить, что вселенная (а это, как мы помним, совокупность пространства, времени, материи и энергии) является не замкнутой, а открытой системой, по какому праву они себя называют атеистами? Ведь в том-то и суть атеизма, что кроме материальной вселенной не существует ничего! По словам авторитетного среди атеистов ученого Карла Сагана (1934–1996), «космос – это всё, что есть, что когда-либо было и когда-нибудь будет». Атеизму чуждо понятие сверхъестественного. С открытием законов термодинамики множество ученых пересмотрело свои взгляды на существование Бога. Наиболее же стойкие находили возможность уйти от ответа, утверждая, что отсутствие тепловой смерти вселенной – всего лишь косвенный аргумент. Он, дескать, говорит, что у вселенной должно было бы быть начало, но не доказывает, что оно было на самом деле.
В чем именно заключается проблема с косвенным доказательством, так и осталось невыясненным. Ведь варианта всего два – либо у вселенной начало было, либо его не было. И потому опровержение антитезиса автоматически подтверждает тезис. Но атеисты почти сто лет хватались за эти рассуждения, как утопающий за соломинку. Однако астрономические открытия последней четверти XX века радикально изменили ситуацию. Изучение наблюдаемого с земли межзвездного пространства всегда представляло особый интерес для атеистов в связи с явлением, получившим название «Парадокс черного неба». Ведь если вселенная бесконечна, то в какую точку небосвода мы ни направили бы свой взор, рано или поздно там обнаружится звезда. А если вселенная существует бесконечно долго, свет каждой звезды должен уже достигать Земли. Поэтому весь небосвод должен сиять непрерывным звездным светом без единой черной точки. Мы же, наоборот, видим над собой черное небо с лишь отдельными точками светил, и это наносит урон репутации представлений о вечности вселенной.
В итоге излучение, поступающее равномерно со всех направлений вселенной было-таки обнаружено. Но оказалось оно не излучением горячих источников, каковым является звездный свет, а очень холодным, около трех градусов по шкале Кельвина (или минус 270 по Цельсию). По своим характеристикам оно соответствует тому, что физики называют «абсолютно черное тело», и предположительно связанно с процессами первичной рекомбинации водорода. Это открытие, за которое Роберту Уилсону (род. 1936) и Арно Пензиасу (род. 1933) в 1978 году была вручена Нобелевская премия, получило название космического реликтового или фонового излучения. Подобно свечению, которое продолжает излучать только что выключенная люминесцентная лампочка, хотя никакой энергии на нее более не поступает, фоновое космическое излучение является как бы эхом первичного света, вспыхнувшего в самом начале существования вселенной. Обнаружение реликтового излучения доказывает: у вселенной было начало! Называйте это как угодно – «отправной момент», «великая вспышка», «большой взрыв», «сотворение мира», или как-либо еще, но факт остается фактом: наша вселенная – пространство, время, материя и энергия – возникла в некий начальный момент времени. И, значит, она не существует вечно и не является причиной существования самой себя (ибо ничто не может существовать прежде самого себя). И, следовательно, причина существования вселенной находится вне пространства, и потому – бесконечна; вне времени, то есть – вечна; вне материи и энергии, то есть сверхъестественна. Согласитесь, где-то мы об этом читали…

(Автор Сергей Головин)

Читать: САМОЕ НАЧАЛО

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.