Будут гонимы

Христианская вера с самых своих истоков была нелегким выбором. Господь Иисус, был отвержен как самозванец и умер на кресте как преступник. Искренность первых христиан прове­рялась в тех условиях, когда христианст­во было малочисленным и невлиятель­ным в мире. Примкнуть к христианам означало – стать в глазах языческого и светского мира почти что сумасшед­шим. Стефан стал первым страдальцем из миллионов последующих, которого побили камнями за свидетельство перед иудейским синедрионом, когда он сказал о Иисусе Машиахе: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян.7:51,52). Стефан был наиболее выдающимся из семи человек, выбранных для распоряжения благотворительным фондом Иерусалимской Церкви. Спорившие с ним не могли противостоять «мудрости и Духу, Которым он говорил». В результате Стефан предстал перед Синедрионом, чтобы ответить на предъявленное ему ложное обвинение в богохульстве. Когда он отрекся от иудейских властей, поскольку те отвергали Христа, его вывели из Синедриона и побили камнями. Смерть первого мученика христианской веры стала ценным фактором, способствовавшим распространению и росту христианства. Савл, будущий апостол Павел, охранял верхние одежды тех, которые избивали Стефана. В последующих преследованиях активно подвязался неумеренный ревнитель Закона Савл. Гонения рассеяли верующих по всему району Средиземноморья, и христианство быстро пустило корни в первую очередь там, где язычники, чтущие Бога, обратились в синагогах к иудейской вере. Язычники были приятно изумлены и обрадованы, услышав Благую весть, которая не требовала, чтобы обращенные язычники становились иудеями, но говорила об "очищении сердца от порочной совести" (Евр.10:22). Слова, отвага Стефана и его всепрощающий дух перед лицом жестокой смерти оказали большое влияние на Савла, о чем он услышал от Христа: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:5). Савл был призван Самим Господом и стал Апостолом язычников. По всей империи стали образовываться церкви, из евреев и еллинов, так называли всех говорящих на греческом языке. В Антиохии впервые возникло слово «христианин», которое первоначально звучало как насмешка последователей мертвого Бога, но затем стало почетным званием. Антиохийская церковь была была центром христианства с 44 по 68 года и смогла оказать помощь даже иудейским церквам во время голода.

Первые гонения учинялись политико-религиозным институтом - Синедрион, который с позволения Рима надзирал над гражданской и религиозной жизнью государства. Быстрый рост Церкви не мог не вызвать обеспокоенности и противодействия. Видя что христианство представляет угрозу их авторитету, как лидерам народа, и возможность народного восстания за новым Мессией, что как в предыдущие разы было жестоко подавлено Римом, они решили заглушить весть о Христе. Петр и Иоанн призывались по меньшей мере дважды в Синедрион, им было запрещено проповедовать Евангелие, но они отказались подчиниться требованию. Ирод Агриппа казнил Иакова и заключил в тюрьму Петра (Деян.12). Из двенадцати апостолов, одиннадцать умерли мученически, лишь один Апостол Иоанн умер естественной смертью, которому Христос дал обещание что он дождется Его, что и произошло в 96 году когда Иоанн получил от Господа откровение для церкви «Чему надлежит быть». Также Христос предсказал о страдании Своих последователей: «Не бойся что надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Вера и верность – однокоренные сло­ва не только в русском языке, верность не бывает без глубокой веры. Верующие были поистине благочестивыми людьми, во — первых, по отношению к бедным. Посылая апо­стола Павла на служение в языческие страны, другие апостолы заповедали ему помнить нищих, христиан из неза­щищённых слоев общества, что Павел старался в точности исполнить. Церкви брали на себя обязанности попечения о тех, кто попал в тяжёлую ситуацию: о стариках, больных, сиротах и вдовах, и даже иногда о тех, кто не мог после уверования работать, например, об ак­тёрах или гладиаторах.

Первые христиане были особенно чуткими, чтобы не осквернить­ся от мира. Это подразумевало не только отказ от языческих жертво­приношений, но и отрицание языче­ских культурных ценностей. То, что в мире считалось (и считается сейчас) нормой – обман, блуд, сквернословие, зависть, гордость и другие пороки, – для христиан того времени были недопустимы. Христиане даже не посе­щали амфитеатров, увесели­тельных домов и цирков. Церковь была очень внимательной к тому, что говорит Святой Дух, стараясь угождать Богу. Благая весть об Иисусе Христе изменяла сердца грешников, отвращая их от злодеяний и языческого идолопоклонства, и направляла к новой, праведной жизни перед Богом. Прощённый Богом и просвещённый человек не сты­дился своего Спасителя, не стеснялся звания христианин, а в чистоте сердца старался искренне служить Богу и ближним. В церкви были вместе богатый и бедный, раб и господин, образованный человек и некнижный. Из таких искренних, простых христи­ан и состояла первая Церковь. Рост Церкви был быстрым, число крещаемых исчислялось 3 тыс., затем 5 тыс. и Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян.4:4). Частью Тела Христова становились целые толпы (Деян.5:14), причем многие из них были эллинистами (Деян.6:1), которые из рассеяния приходили в Иерусалим, чтобы отметить большие праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Даже «из священников очень многие покорились вере» (Деян.6:7). Возможно, священники видели, как в момент смерти Христа разорвалась завеса в храме, а после проповедей апостолов они уже по собственной воле стали слугами Христа.

Никогда христиане так массово не проявляли верность своему Господу, как в первые три века христианства. С первого дня Церкви до 311 года погибло несколько сотен тысяч христиан. Главным образом, христиан убивали и мучили за отказ по­клоняться императору. В Римской империи формально разрешалось исповедовать любую религию, но с одним условием – человек был обязан поклоняться импе­ратору как божеству и участвовать в раз­личных языческих праздниках, при этом можно было быть атеистом, требовалось лишь формальное исполнение обряда для показания лояльности к власти. Конечно же, христиане не могли даже формально поклоняться никому, кроме Иисуса Христа, и бескомпромиссность к греху, к язычеству вела их на бесчислен­ные кресты и костры. Чиновник Плиний Младший (племянник историка Плиния Старшего) докладывал императору Трая­ну, что освобождал подозреваемых в при­надлежности к христианам, если они приносили жертвы богам и изображе­нию императора, потому что «настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков».

В первые два столетия христианство и его последователи были подозрительны для большей части населения империи. Их считали членами некоего «секретного общества», которые общаются с помощью тайных знаков и избегают приличного общества. Одни видели в них бунтовщиков, так как христиане отказывались от публичных празднеств в честь императора, где необходимым условием было принесение щепотки благоухания на жертвенник в честь его величия. Другие называли их «каннибалами», так как их тайные собрания с причастием «Тела и Крови Христа», ходили на слуху у всего народа. Люди в большинстве своем избегали личных общений с христианами, так как по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего – смертной казни. Христианство являлось противоположностью всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы государственной и общественной жизни. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан как конкурентов и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства, с их точки зрения, дикого восточного суеверия – великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала «безбожников». При таком настроении общества, о христианах ходили самые нелепые слухи и возбуждалась ненависть. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества.

Первые массовые гонения на уровне империи, церковь приняла при Нероне, который взошел на римский престол в октябре 54 года благодаря интригам его матери. Императрица Агриппина (14-59гг.) отравила своего мужа, императора Клавдия, и возвела на престол своего сына Нерона. Однако власть постепенно ускользнула из ее рук. Агриппина надеялась, что она будет управлять государством вместо Нерона, но Бог распорядился по справедливости. Поначалу Нерон был относительно разумным, не вызывавшим особой неприязни правителем, чьи законы в пользу неимущих благожелательно встретил римский плебс. Но его все больше ослепляли мечты о величии и страсть к наслаждениям, и постепенно он окружил себя придворными, готовыми удовлетворить любую его прихоть. Через десять лет после прихода к власти к нему с презрением стал относиться не только народ, но и поэты и художники, которых оскорбляли его притязания считать себя одним из них. Вскоре поползли слухи о его сумасшествии, ему не нравилось вмешательство матери, и он решил избавиться от нее и подослал убийц. Когда предводительствующий убийцами Аницет направил меч в грудь Агриппины, она раздвинула свою тунику и сказала: "Вонзи в утробу мою твой меч за то, что она родила чудовище". Затем императрица упала и испустила дух под ударами Аницета и его спутников. Так Агриппина возвела на престол своего собственного убийцу. 

Ночью 18 июня 64 года в Риме вспыхнул большой пожар. Нерон в это время находился в нескольких милях от города в своем дворце в Антии и, узнав о происходящем, немедленно поспешил в Рим, где попытался организовать борьбу с огнем. Он предоставил бездомным парки своего дворца, общественные здания и массовые обеды с попойками. Пожар продолжался шесть дней и семь ночей, а затем периодически возобновлялся в течение еще трех дней. Десять из четырнадцати районов города были полностью уничтожены. Измученный страданиями народ требовал справедливости. Все чаще поговаривали - что Нерон приказал уничтожить город, чтобы перестроить его по своим планам. Римский историк Тацит, который, возможно, был очевидцем происшедшего, пересказывает ходившие тогда слухи, но сам вынужден был считать, что пожар возник случайно из-за возгорания в лавках с товаром. Народ все увереннее подозревал императора в поджоге. Рассказывали, будто во время пожара большую часть времени он провел на вершине башни, что на Палатинском холме, где в актерском одеянии играл на лире и пел о разрушении Трои. А еще говорили, что, самонадеянно считая себя поэтом, он приказал поджечь город, чтобы огонь вдохновил его на большую эпическую поэму. Нерон пытался развеять эти подозрения, но скоро стало ясно, что сделать этого не удастся, пока не будет найден другой виновник. В двух из уцелевших районов проживало значительное число иудеев и христиан, на них император и решил возложить всю вину. Интересно что это получило быструю огласку в народе из за проповеди христиан что земля и все дела на ней сгорят. Поэтому обвинение христиан в поджоге Рима было воспринято всеми буквально. Авторы первых веков сообщают об эдикте, изданном Нероном против христиан, хотя текст его не сохранился. Историк Тацит пишет: «Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращениями за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестившую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев». Приведенные слова Тацита представляют большую ценность - это одно из самых ранних дошедших до нас свидетельств о Христе и об отношении язычников к христианам. Тацит пишет: «Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

Христианские «отцы» церкви конца I века и начала II вспоминают об ужасных преследованиях указов 10 императоров Рима, которые пытались физически истребить христиан посредством изуверски страшных казней через распятие, публичные вскармливания диким, голодным животным или отсечением головы и повешением. Для них особо актуально прозвучало послание Христа: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» Откр.2:10).

  1. ПриНероне, начавшееся после пожара Римав 64 году;
  2. ПриДомициане,в 81 году;
  3. ПриТрояне,в 99 году;
  4. При Марке Аврелиив 168 году;
  5. При Семптимии Северев 192 году;
  6. ПриМаксиминев 235 году;
  7. При Деции в 250 году;
  8. ПриВалерианев 257 году;
  9. При Аврелианев 272 году;
  10. При Диоклетиане и Галерии с 303 по 313 год.

Христос предупредил Своих учеников: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Мф.10:25; Иоан.16:33). Предвидя что ожидает Своих последователей, Господь дал ободрение: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк.12:32; 1Пет.3:14; Лук.12:4-5).  Страдания и гонения последователей Христа неотъемлемая часть их верности как странников и пришельцев на земле. Апостолы усвоили от Христа и передали верующим что многими скорбями надлежит нам войти в царство небесное (Деян.4:22). «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Матф.5:11,12)..

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.