Ученые физики верят в Бога

Еще в 70-е гг. была издана книга «Мы верим», в которой 53 выдающихся ученых, из них многие – Нобелевские лауреаты, убедительно свидетельствуют о своей непоколебимой вере в Господа Иисуса Христа. «Нам с детских лет внушалось, что Бога нет, что его придумали темные, невежественные люди, дикари, не умеющие объяснить явления природы. Надеемся, что неоспоримый авторитет гениев и грандиозность их достижений развеяли как дым это заблуждение».

Ученые физики верят в Бога

Давид Р. Инглис, один из руководителей Национальной физической лаборатории США пишет: «Мы (физики) видели дело рук Создателя в этом мире, что неведомо другим людям… Это дает мне и многим моим сотрудникам чувство, что есть что-то великое и прекрасное. Это нечто является причиной создания Вселенной, и эта причина не может быть нами понята».

Жюль С. Дюшезн  - председатель департамента атомной и молекулярной физики (Бельгия) доктор  добавляет: «Связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что сегодня труднее убедить ученого, что Бог не существует…».

Исаак Ньютон (1643-1727) физик и математик, проникший в тайны строения и движения вселенной, говорил: «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот – мое первое и последнее слово». Ньютона спросили: кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела. Ученый молча взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с пылью земляной и спросил: «Кто выберет железные опилки из этой смеси?» При общем недоумении ученый взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение, послышался шелест, и железные опилки стали прилипать к магниту. Серьезно по смотрел Ньютон на присутствующих и сказал: «Тот, кто такую силу сообщил бездушному камню, уже ли не может совершить большего чрез наши души, когда им потребно будет облечься в прежние, но обновленные тела?».

Роберт Эндрюз Милликен (1868–1953), в 1923 году стал первым из рожденных в Америке лауреатом Нобелевской премии по физике, который подвергал идею натурализма (мировоззрения, согласно которому существует лишь материальный мир). Он писал, что французские философы восемнадцатого века «забыли, что суть научного метода заключается в том, чтобы придерживаться экспериментальных фактов, и не делать предположений, превосходящих диапазон наблюдений. Не следует поддаваться соблазну таких обобщений, сделавших бессильной греческую философию, и превративших науку Галилея и Ньютона в механическую философию, в которой все прошлое и будущее можно было рассчитать исходя из позиций и движений инертных материальных тел, и при которой человек превратился в машину». Он пришел к выводу, что хотя материализм иногда и называется научным, по своей методике и сути он ненаучен, поскольку в основном строится на предположениях и догмах. Милликен осознал, что новейшие научные открытия доказали, что для научного прогресса ученые должны «четко придерживаться научного метода и избегать применения обобщений к другим сферам, кроме тех, где экспериментальные наблюдения подтвердили их обоснованность». Наука должна руководствоваться лишь «неоспоримыми фактами», не зависимо от того, вписываются ли они в наше мировоззрение. Милликен отмечал, что, согласно суждениям материализма 18-го и 19-го века предполагалось, что наша вселенная состоит из определенного количества неизменных атомов, «а затем были обнаружены неоспоримые факты, доказывающие, что некоторые из этих атомов постоянно преобразуются в другие атомы, и догма о постоянных элементах была разрушена». Затем в рамках материализма предполагалось, что вселенную можно объяснить движениями неких «материальных» частиц а затем были обнаружены неоспоримые факты, доказывающие, что материя может преобразовываться в излучаемую энергию или в электромагнитные волны, что разрушило такое понятие как «материализм».
Теория материализма уверяет нас в том, что всю вселенную можно объяснить «законами механики Галилея и Ньютона, которые всегда работают в рамках масштабных явлений. А затем были обнаружены неоспоримые факты, (например, связанные со специфическими тепловыми излучениями при низких температурах), при которых законы механики Галилея и Ньютона просто не работают, и догма универсальности законов механики была разрушена». Материализм предполагал универсальность законов электродинамики, но вскоре «была обнаружена сфера, связанная со спектроскопическими и рентгеновскими явлениями, при которых эти законы не работали. И еще одна догма рассыпалась в прах. Затем материалистическая философия предположила, что свет – это либо электромагнитные волны, либо мельчайшие частицы. Теория о том, что он может быть и тем и другим, казалась непоследовательной и невнятной, но снова же, обнаружились неоспоримые факты, продемонстрировавшие, что как бы непонятно это ни было, свет в одно и то же время является и волнами и частицами, и сейчас каждый физик принимает эти очевидно противоречивые факты... Затем материализм предположил, что поскольку закон взаимодействия тел при медленной скорости был доказан, он сработает и при высоких скоростях. Однако появились жесткие факты, опровергнувшие обоснованность этого обобщения, и это породило теорию относительности».
Роберт Милликен пришел к выводу, что в результате этих открытий - «догматический материализм в физике погиб, догматизм в любом виде противоречит самой сути научного метода, который заключается в том, чтобы непредвзято собирать неопровержимые факты, и давать им возможность говорить самим за себя, не ограничивая их предвзятыми идеями, обобщенными философиями или универсальными системами». Он считал, что натурализм, это мировоззрение «иррациональное и ненаучное», поскольку оно предполагает, что «за всеми явлениями природы, не стоит ничего, кроме некой слепой силы. И все это при том, что он [атеист] видит доказательства того, что он называет умственными способностями в работе своего мозга, и в бесчисленном количестве других разумов, которые являются частью природы… Атеизм, фактически – это философия пессимизма, отрицающая существование какой-либо цели или направления в природе, или какой-то причины, по которой нам следует пытаться вписаться в эту схему развития или улучшить ее.  Милликен заявил: «Каждый мыслящий человек верит в Бога. Печально, что многие ученые пытаются доказать доктрину эволюции, ведь на самом деле этого не может сделать ни один ученый». Он отметил, что научные открытия заставили ученых осознать, что современная наука «постепенно учится ходить в смирении с Богом, и, осваивая этот урок, она делает свой вклад в религию… Сочетание науки и религии… дает сегодня единственное основание для интеллигентной жизни, и что религия и наука являются двумя величайшими родственными силами, которые всегда вели и продолжают вести человечество вперед и вверх. Когда наукой были открыты законы физики, они подтвердили учение христианства и опровергли учения язычников. Законы физики позволили человечеству познать Бога, Который действует через законы установленные Им. Это Бог, открывший нам природу порядка, природу способности к познанию; природу, которую можно предсказать; природу, на которую можно положиться; природу, возможно, безграничных сил, которые можно познать, а затем приручить во благо человечества». 

Максу Планку (1858-1947), знаменитому профессору физики Берлинского университета, основателю квантовой теории, лауреату Нобелевской премии, одному из основателей современной физики принадлежат следующие высказывания: «И религия и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов… Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Первая представляет Его как основу, вторая – как конец всякого феноменального представления о мире».  Свой доклад, прочитанный в мае 1937 года в Дерптском (Тартуском) университете, Планк завершил такими словами: «Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказующий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!».

Альберт Эйнштейн (1879-1955), величайший физик-теоретик XX века, один из основателей современной физики, автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля, лауреат нобелевской премии: «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты…  Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие». Альберт Эйнштейн утверждал, что наука не может развиваться в отрыве от религии. Ему принадлежат такие слова: «Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку». Эйнштейн полагал, что присутствующий во Вселенной чудесный порядок не мог возникнуть случайно, и что окружающий мир был создан Творцом, обладающим Высшим Разумом. Для Эйнштейна, часто в письмах говорившего о своей вере в Бога, чудесный характер существующего во Вселенной порядка был крайне важен. Всем известны слова Эйнштейна о том, что «безбожная наука хромает», в которых он выразил, насколько неразрывна, по его мнению, связь между наукой и религией. «Каждый, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что в законах природы присутствует некий дух, и этот дух выше человека. По этой причине занятия наукой приводят человека к религии».
Эйнштейн в одном из своих произведений так описывает живительную силу, которую верующий учёный черпает из религии: «Я могу утверждать, что религиозное чувство, имеющее некий космический исток, в научных исследованиях переживается особенно остро. Без сомнения, это чувство сильнее всего ощущали первые создатели научных концепций. Научное, рациональное понимание строения Вселенной даёт человеку самое глубокое чувство веры. Понимание Вселенной, обретённое после многих лет работы, одарило такими глубокими чувствами Кеплера и Ньютона. Те, кто оставался лишь в практической сфере научных исследований, всегда и везде давали этому факту ошибочные объяснения. Эта интуиция и вдохновение наполняют сердца лишь тех, кто отдал всю свою жизнь науке, и только такие люди, несмотря на тысячу и одну трудность, продолжают свои поиски. Они получают эту силу от религиозного чувства. Очень правильно выразился один наш современник, что в наш материалистический век самые глубокие религиозные переживания испытали те, кто первым прокладывал путь позитивной науке… Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые можно разрешить только верой… Когда пропадает религиозное чувство, наука превращается в простое экспериментирование без вдохновения».

Михаил Идворский Пупин на протяжении 40 лет был профессором колумбийского университета. Многие достижения этого ученого до сих пор широко используются во всем мире. Он верил, что красота и порядок во Вселенной являются «проявлениями совершенного Божьего Слова (что в Евангелии  Иоанн1:1,14 называет Сына Божия - Христа), по которому всё начало существовать». Его взгляд на Сотворение привели его к тому, что Бог и Его творение постоянно обращаются к нам. Пупин считал, что законы физики – это проявление Творца. Да, люди смертны, но: «Законы, которым подчинены и всегда были подчинены звезды и планеты, неизменны. Не существует ни одного природного процесса, с помощью которого эволюционировали бы вечные понятия. Их существование является наилучшим философским доказательством того, что за всем сущим стоит неизменное вечное божество. Наука подсказывает нам, как разумно сотрудничать с Богом. Наука учит людей Его законам и тому, как им подчиняться. Наука доказывает, что человеческая душа является самой ценной субстанцией во всей Вселенной, главным замыслом Творца. Наука приближает нас к Богу… Наука не противоречит идее о бессмертии человеческой души. Наука всё больше и больше раскрывает Божью славу». Всякий раз, когда мы находим что-то в этом мире, мы понимаем, что: «перед нами небесное послание новой истины, которая является лишь маленькой частью Вечной Истины – т.е. Бога. Когда Ньютон разгадал послание, переданное ему движением планет вокруг Солнца, он открыл новую истину – истину, долгое время таившуюся в слове «гравитация». Люди могут «думать, что наука никогда не проникнет в тайны, находящиеся за её пределами, но наша вера убеждает нас в том, что за непроницаемым покровом этой вечной основы находится трон божественной силы, души физического мира, действие которой мы видим в исследовании физических явлений... Научное исследование приближает нас к Творцу больше, чем любая теология, придуманная человеком. Развитие этой мысли, несомненно, является одним из идеалов американской науки. Учитывая этот идеал, между наукой и религией, конечно же, не может быть никакого противоречия... Мы учим людей тому, чтобы они всей душой искали Господа Бога, прислушивались к Его небесным посланиям и знали, что помогая расшифровывать эти послания, они подготавливают те маленькие частицы Божьей вечной истины, которые помогают развивать человеческую жизнь».

Элмер Энгстром - американский ученый в области цветного телевидения, на вопрос о происхождении Вселенной заявил: «Я вижу хорошо продуманный и разработанный план, по которому было совершено Творение… О спланированной, предопределенности Вселенной говорит и наличие в ней выполняющихся физических законов... Каждый открытый учеными в прошлые столетия физический закон есть свидетельство не только познаваемости мироздания, но и его предопределенности созданным заранее планом. Поскольку в не смоделированном заранее мире вообще никаких законов быть не может! Такой неупорядоченный, «самопроизвольный» мир имеет неорганизованную структуру и называется «хаос». В отличие от иерархически структурированного, организованного по единому плану мира, в котором мы живем, называемого «космос», что в переводе с древнегреческого значит «порядок»!

Х’ю Росс має докторський ступінь у галузі астрофізики, здобутий в Університеті Торонто. З дитинства він хотів знати, чому Всесвіт саме такий, як є. У 17 років вирішив вивчати різні релігії світу, щоби побачити, чи може якась з них бути повідомленням від Творця. Індуїзм, буддизм, іслам — жодна з цих та інших релігій не переконала його в їхній правдивості з погляду науки. Але коли він взяв у руки Біблію, то помітив, що ця книга геть відрізняється від усіх інших релігійних книг. На відміну від них, Росс не знайшов у Біблії «повторень та загальності». Він зауважив, що в ній згадуються місця, пункти в історії, науці та географії, речі, які легко можна перевірити. Більше того, Біблія сама до цього заохочує. Величезне враження справив на Х’ю перший розділ Книги Буття, опис сотворення світу. Він побачив у ньому елементи наукових методів. Він зрозумів, що вони насправді походять з Писання. «Біблійні дослідники читали Біблію, відкривали цей метод і застосовували його в своїх наукових дослідженнях. Це було початком наукової революції», — пояснює Росс. На другий день творіння Бог відділив води вгорі від вод внизу. «Води внизу стосуються поверхні Землі, а вгорі — водяної пари, атмосфери. Так Бог створив стабільний водний цикл», — зазначає астрофізик. На третій день творіння Бог зібрав води. «Тепер замість океанів по всій поверхні Землі виникли океани та континенти, почали з’являтися маси землі», — пояснює він. Тоді Бог наказав, щоби земля вивела з себе рослини. На четвертий день творіння Бог сказав, щоби з’явилися великі світила, тобто Сонце та Місяць, і зірки. «Тоді Бог створив істоти, які мають розум, емоції та волю, тобто душу. І нарешті, людину. Єдине створіння, яке має тіло, душу і дух. Це дає нам змогу спілкуватися з Богом. «Це робить нас здатними ставити такі питання, як “Хто я?”, “Хто мене створив?”, “Чому я тут?”» — вказує науковець. За його словами, саме біблійний опис створення світу, єдиний з усіх «священних» книг, відповідає тому, що насправді відображає природа. Росс зазначає, що Писання представляє події, пов’язані зі створенням світу, у правильному порядку. «Ймовірність того, що Мойсей написав це в правильному порядку, була дуже невелика. Як він міг описати все так докладно без інформації, натхненої Творцем Всесвіту?» — запитує він. За його словами, в усьому Святому Письмі міститься 25 описів, обсягом у розділ або більше, присвячених цій темі. Тоді як у книгах інших релігій таких описів є один або два. Наприклад, 38 та 39 розділи Книги Іова «проводять нас через усі події шостого дня творіння. Вони описують його і дають нам більше наукових подробиць із цієї теми». Крім того, за його словами, Біблія «передбачила» понад 200 майбутніх наукових відкриттів. «Я зрозумів, що книга, яку ми називаємо Біблією, більше заслуговує на довіру, ніж другий закон термодинаміки», — сказав він.
Усе це привело його до рішення довіряти Святому Письму, а насамперед, Ісусові Христу як своєму Спасителю. «Коли я прочитав цю книгу (Біблію), то зрозумів, що кожен, хто присвятив себе Ісусу Христу, присвятив себе також ділитися тим, що відкрив, з іншими», — заявив Росс.

Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии в области физики: «По моему мнению, вера начинается с осознания того, что Вселенная и Человек были сотворены Высшим Разумом. Такую веру мне иметь не сложно, ведь трудно поспорить с тем, что наличие плана доказывает наличие разума. Упорядоченная развернутая Вселенная свидетельствует об истинности самых величественных слов, произнесенных когда-то: «В начале Бог…».

Доктор Роберт Милликан (1868-1953), один из самых известных американских физиков: «Все, что я вижу, помогает мне доверять Богу во всем, чего я не вижу. За каждым часовым механизмом должен стоять часовщик, а, значит, и за точностью замысловатого механизма Вселенной должен стоять божественный Конструктор и Творец!».

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.