Кумранские рукописи

Точность и достоверность копий Библии — это то, что чаще всего подвергалось критике со стороны скептиков. Наиболее древний свиток с текстом Ветхого Завета, известный к середине ХХ века, датировался 9 в н. э. Скептики резонно утверждали: "Канон библейских книг Ветхого Завета, был сформирован в 3 веке до н. э., а копии датируются — 9-м веком н. э. Поэтому, — утверждали они, — за 1200 лет в тексте могло появиться множество искажений, которые внесли переписчики. Вследствие этого, если Библию и писали Божьи пророки, то существующие на сегодняшний день копии свитков Библии, — это уже не совсем истинное Писание пророков".
Изначально оригинал Библии был написан на древнегреческом языке (Новый Завет) и на древнееврейском языке (Ветхий Завет). Современные переводы Библии делаются непосредственно с текстов, написанных на этих оригинальных языках. Библия является очень известной книгой, поэтому ее перевод делается самым тщательным образом, и этот процесс занимал у массоретов и современных ученых много лет. До того как в 1440 г. был изобретен печатный станок, она переписывалась от руки. Библия много раз переводилась, и повлияло ли переписывание Библии на соответствие ее текста оригиналу?
Иудейские массореты (переписчики), относились к дублированию текстов С. Писаний не просто как к работе, для них это был акт богослужения, к которому они со всей святостью. Они использовали специальную систему проверки созданных ими копий, при которой они считали точное количество знаков, букв и слов в каждой переписываемой ими книге, чтобы не допустить не единой ошибки или искажения. Однако, за многие века все же закрадывались иногда ошибки. И это можно теперь заметить, изучая найденные археологами древние рукописи.
Современный текст Библии основан прежде всего на самых ранних рукописях, очень близких к первоисточнику. К примеру, полный текст Нового Завета представлен в рукописи 350 года, известной под названием Синайский Кодекс. Раньше этот манускрипт хранился в Санкт-Петербурге, но в 1933 Советское правительство продало его Британскому музею, где он и находится сейчас. Кроме того, ученые располагают рукописями почти всех книг Нового Завета, которые датируются еще более ранним временем: 130-200 гг. Наиболее известные из этих рукописей это: Bodmer Papyri (200 г.), хранящийся в Женевской библиотеке Бодмера, Chester Beatty Papyri (200 г.) находящийся сейчас в библиотеке Дублина, и папирус Rylands P52 (130 г.) являющийся самым ранним отрывком из книги Нового Завета Евангелия от Иоанна, который хранится в библиотеке Университета Райланда, в Манчестере. Изначально оригинал Евангелия от Иоанна был написан в 90-100 гг., поэтому мы имеем рукопись, которая датируется всего лишь 40 годами позже. Изначально книги Нового Завета были написаны между 50 и 100 годами нашей эры. Мы располагаем рукописями почти всех книг Нового Завета, датируемыми спустя всего лишь 50-150 годами от написания. Кроме того, ученые имеют в своем распоряжении огромное количество рукописей Нового Завета, которые датируются более поздним временем. Их количество превышает 5600 древнегреческих рукописей, содержащих полный или частичный текст Нового Завета. Все это делает Новый Завет наиболее подтвержденным историческим документом древности. Один из известных ученых в области библейских исследований, Ф.Ф. Брюс, писал по этому поводу: «Никакая другая древняя литература не имеет столь серьезного текстуального подтверждения, какое имеет Новый Завет».
Ветхий Завет был написан раньше, его написание было завершено около 400 г. до нашей эры. В настоящий момент ученые имеют более 200 рукописей, в которых представлены все книги Ветхого Завета кроме книги Есфирь, и которые датируются начиная с 250 г. до нашей эры и заканчивая 70 г. нашей эры. Всего же имеется более 25000 фрагментов книг Ветхого Завета, датируемых разными веками.
Ни одно другое произведение древности не имеет столь большого числа дошедших до нас рукописей и столь малого промежутка времени отделяющего самые ранние из них от оригинала. К примеру, труды Платона и Аристотеля, написанные ими в 4 веке до н.э. представлены в менее чем 10 рукописях (Платона) и около 50 рукописях (Аристотеля). Самые ранние из них датируется 9 веком нашей эры, то есть около 1200 лет после написания оригинала. Приблизительно то же самое относится почти ко всем древним литературным произведениям, за исключением только Иллиады Гомера, которая представлена в более чем 1500 рукописях, самая ранняя из которых датируется около 500 лет после написания оригинала. Хотя полная копия Иллиады тоже датируется только 10 веком н.э., то есть 1800 лет после оригинала. И, тем не менее, Иллиада считается вторым после Библии наиболее текстуально подтвержденным произведением древности.
Библия обладает уникальной «живучестью». Императоры, короли и немало религиозных деятелей на протяжении веков делали все возможное, чтобы Библия была стерта с лица Земли. Навсегда! Глядя на ненависть и злобу к Библии тех, кого она упрекала за их греховную жизнь — достойный удивления факт, что Библия сохранилась и дошла до нас! Только особая Божья защита в страшные времена и особое вмешательство Господне позволили выжить Святой Книге среди горящих костров. Если вы знакомы с историей христианской Церкви, то достаточно вспомнить страшные гонения Диоклетиана в начале 4-го века, когда, казалось, христианство и Библия перестанут существовать. Ни одну священную книгу не сжигали в таких масштабах, не объявляли столько раз вне закона. Это лишнее доказательство того, что враг человечества, который стоял за всем этим, прекрасно знает, которая из всех священных книг есть Божье Слово.

Кумранские рукописи

Последнюю точку в достоверности современной Библии, поставили Кумранские рукописи. В феврале или марте 1947 года два юноши из бедуинского племени таамире, Мухаммед Эд-Диб и Омар, пасшие стадо овечек или козочек в Иудейской пустыне неподалеку от Иерихона, на западном побережье Мертвого моря, в поисках пропавшей козочки пошли вглубь пустыни, подошли к одной из пещер и бросили туда камень. И вместо отклика козочки услышали вдруг звук разбивающейся посуды. Конечно, они подумали, что там клад, и залезли туда. Открыв эти сосуды, к своему великому сожалению, бедуины обнаружили что в них были лишь свитки, завернутые в ткань и почерневшие от времени. Они все же решили забрать их, поскольку свитки из кожи могут пригодиться в хозяйстве. Через какое-то время они решили принести их в Вифлеем к местному сапожнику Халилю Искандеру Шахину по кличке Кандо, который также занимался торговлей древностями. Кандо заинтересовался свитками и послал бедуинов на поиски новых находок. К его восторгу, они вернулись с новыми рукописями – в общей сложности, в 1947 г. были найдены семь свитков. Не имея понятия об их реальной ценности, арабы продали четыре из них Кандо, а еще три его конкуренту, торговцу по имени Фейди Салахи. Кандо, в свою очередь, перепродал свои свитки архиепископу Афанасию Йешуе Самуилу, главе Сирийского монастыря Св. Марка в Иерусалиме. Сведения же о трех других свитках дошли до профессора Еврейского университета Элиэзера Липы Сукеника, который немедленно решил проверить подлинность и значимость находок. 1949 г. война на Ближнем Востоке побуждает митрополита Самуила контрабандно вывезти приобретенные им четыре свитка из Иерусалима в Америку, в Сирийскую церковь в Нью-Джерси. В 1954 г. митрополит Самуил помещает в Уолл-Стрит-Джорнел рекламное объявление о продаже четырех свитков. На объявление откликается Игаэль Ядин, сын профессора Сукеника, и приобретает для Государства Израиль все свитки с помощью американского посредника. В 1955 г. Ядин объединяет четыре свитка, выкупленные в США, и три свитка, которые уже хранились в Еврейском Университете в Иерусалиме, а в 1965 г. для хранения семи свитков строится «Храм книги» при Музее Израиля в Иерусалим.
В период между 1947-1956 гг. в одиннадцати Кумранских пещерах обнаружили тысячи фрагментов более чем 900 манускриптов в 10 пещерах. В основном это Священное Писание (מקרא) – около 230 найденных манускриптов относятся к «библейским свиткам». Это тексты, входящие ныне в канонический вариант еврейской Библии. Среди свитков Мертвого моря были обнаружены все книги еврейской Библии, кроме Книги Эсфирь (Эстер). Это древнейшие из дошедших до нас библейских текстов.  Исследовано было 11 пещер, но в 2006 году, профессор Ханан Эшель представил научной общественности дотоле неизвестный кумранский свиток, содержащий фрагменты книги Левит, что говорит о 12 пещере и возможно не последней.
В пещерах Кумрана также были найдены Тфиллин (תפילין) - скрученные кусочки пергамента, помещенные в специальные коробочки и предназначенные быть «знаком на руке» и «начертанием между глаз». Более двух десятков листков пергамента с текстом для тфиллинов были обнаружены в пещерах Кумрана, а еще несколько тфиллинов были найдены в ущельях Мураббаат, Хевер и Цеелим.

Книга Количество находок
Псалмы 39
Книга Второзакония 33
Книга Еноха 25
Книга Бытия 24
Книга пророка Исаии 22
Книга Юбилеев 21
Книга Исхода 18
Книга Левит 17
Книга Чисел 11

Мезузы (מזוזה) - лист ки пергамента с текстом из еврейской Библии, помещаемые в специальные капсулы и прикрепляемые к дверным косякам. Восемь мезуз были найдены в Кумранских пещерах и еще несколько в Вади-Мураббаат. Библейские цитаты, написанные на этих мезузах, тождественны тем текстам, которые помещаются на дверные косяки еврейских домов и сегодня.
Переводы Писания (תרגום המקרא) – переводы библейских текстов на арамейский и греческий языки. Кумранские свитки написаны в основном на древнееврейском, частично на арамейском и греческом. Иврит небиблейских текстов являлся литературным языком, некоторые фрагменты написаны на послебиблейском иврите. В основном применяется квадратный – еврейский шрифт, прямой предшественник современного печатного шрифта. Основной писчий материал — пергамент из козьей или овечьей кожи, изредка папирус. Часть рукописей выполнена выдавливанием на листах меди; для последних, позже свёрнутых в свитки для упаковки в кувшины, пришлось сконструировать специальное устройство для разрезания на фрагменты, так как из-за неизбежной коррозии разворачивание свитка грозило его полным разрушением. Чернила – угольные, за единственным исключением книги Бытия. Палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный анализ позволяют датировать основной массив этих манускриптов периодом от 250 – 68 гг. до н. э. До времени, когда селения ессеев были разрушены и опустошены в период первого Римского вторжения в Палестину. В опасении от Римских захватчиков, ессеи спрятали свои рукописи, ка самое ценное в окрестных пещерах, опустив их в кувшины и запечатав глиной. Таким образом, мы можем быть уверены в том, что современный текст Библии не искажен и вполне соответствует ее изначальному оригиналу. Это подтверждается сотнями ранних библейских рукописей, которые были написаны всего лишь 50 - 250 лет после оригинала, и десятками тысяч других более поздних копий.
Ессе́и или осси́ны (греч. Εσσηνοι, Εσσαίοι, Ὀσσαιοι,Ὀσσηνοί, или кумраниты), община получившая начало в первой четверти II в. до н. э. Первоначальные сведения о них находятся у Филоа Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния старшего. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли национальную партию, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Филон пишет: почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад Мертвого моря, составив там обособленные колонии. Они избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей. Кумранская община была похожа на монастырь в христианском понимании этого слова. Принимали в своё сообщество после трёхлетнего испытания, член общины доле бы исповедаться в своих грехах, принять омовения крестильного типа.  От каждого требовалось послушание по отношению к настоятелю (именуемому Праведным Учителем) и воздержание от половых контактов. В уставных документах общины, при приёме вступающий в орден должен был дать обет: чтить Бога; быть справедливым ко всем; никому не вредить; быть врагом неправды; сохранять верность властям; достигнув власти, не превозноситься; не отличать себя от других особой одеждой и украшениями; обличать ложь и любить истину; ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать; воздерживаться от незаконной прибыли; догматов ессейского учения никому не передавать; не употреблять клятвы; верно хранить писания (древние книги) ессеев.
Далее, по рассказу Филона Иудейского: ессеи не приносили кровавых жертв; усердно трудились земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, врачеванием. Они не делали оружия и отвергали войну до пришествия Мессии, но готовились к войне против сил Зла на стороне Мессии, признавали лишь общую собственность, безусловно отрицали рабство, помогали друг другу всячески, учили, что все они братья между собой.
Иосиф Флавий писал: «Ессеи считали нужным сохранять кожу сухой и всегда одевались в белое». Он также говорит о бережливости ессеев, скромности одежд ессеев и коммунистическом, распределительном ведении хозяйства. В Кумране преобладало мужское население. На месте раскопок, несмотря на наличие тканей и гончарного производства, не обнаружено ткацких станков, а производство тканей — исконно женское ремесло. Скорее всего, используемый в Кумране текстиль производился в его окрестностях.

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.