Возлюбить себя или ближнего?

Нужно ли прежде возлюбить себя, чтобы любить ближнего?

Один пастор баптистской церкви учил и молился: «Мы должны научиться любви на себе, чтоб любить ближних и Бога». КУЛЬТИВИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К СЕБЕ ЕСТЬ СОЗДАНИЕ ИДОЛА, ОНО УПРАЗДНЯЕТ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ И ЗАМЕНЯЕТ СОБОЙ ЛЮБОВЬ К БОГУ.

Христос никогда так не учил, Он показал образец истинной любви, основанной на самоотречении и жертве ради блага других.

 Для решения личностных проблем на психологическом уровне сегодня многие психологи пытаются внушить своим пациентам простые методы их решения. Самые распространенные приемы заключаются во внушении себе того, что чуть ли не весь мир должен вращаться вокруг нас. Одна из главных проблем, как полагают некоторые специалисты по человеческой душе, в недостатке любви и уважения к себе. Сколько женщин сегодня, начитавшись литературы о секретах успешных людей, непрестанно внушают себе – я самая (самый) красивая и самая умная, добрая, я самая щедрая, я самая честная, я самая верная, я самая любящая по отношению к другим людям. Стоп! Нет, не нужно торопиться, считают некоторые психологи, это все будет, но потом. Вначале нужно проявить доброту к себе и по-настоящему полюбить себя, а тогда только можно полюбить кого-то. Христос никогда так не говорил, да и не мог говорить! Он никогда не учил любви к ближнему путем обучения любви к себе. Посмотрим, что же Он говорил и имел в виду в действительности.

Наибольшая заповедь

Однажды один ученый-богослов подошел к Иисусу Христу во время дискуссии и задал прямой вопрос о том, какая наибольшая заповедь среди всех Божьих повелений и постановлений. Иисус без промедления процитировал несколько отрывков из древнейшей части Священного Писания: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:37-40).

Как видно, разница между словами Христа и словами многих психологов – существенная, но более существенная разница в смысле этих взглядов, в подходах решения личностных проблем и, более того, в видении корня самих проблем.

Определение значений любви

Прежде чем ответить на вопрос, что же на самом деле подразумевал Иисус под «возлюби… как самого себя», нужно отметить значение самого слова «возлюби», которое Он употребляет. Если говорить о любви, то в русском языке слово «любовь» универсально и может применяться к чему угодно. Например, без дополнительной уточняющей информации невозможно определить, что подразумевается под «я тебя люблю». Эта фраза может подразумевать разные виды любви с различным проявлением чувств – я люблю свою маму, я по-дружески люблю своего друга (подругу), я люблю своего сына или дочь, я люблю свою жену (мужа), я люблю свою собаку и даже – я люблю свою партию.

В украинском языке существует два слова, выражающих любовь: «любовь» чаще всего употребляется по отношению к противоположному полу и несет в себе более эмоциональную и романтическую окраску.

Касательно древнегреческого языка, с которого был осуществлен перевод Евангелия и, соответственно, слов Иисуса Христа, в нем любовь классифицируется четырьмя значениями: филия – дружеская любовь, эрос – страстная любовь, сторге – родственная любовь (напр., родителей к детям) и агапэ. Именно любовь «агапэ» подразумевал Христос, когда говорил о любви к ближнему. Любовь агапэ – это самое уникальное явление, в отличие от остальных древнегреческих понятий любви. Эта любовь бескорыстна и самоотверженна, она благотворна независимо от настроения и чувств. Эта любовь готова на самопожертвование ради другого человека. С точки зрения христианства, природа любви агапэ в ее подлинном и чистом виде – не земная, а Божественная. Она является результатом воздействия Святого Духа на человеческое сердце. Ее неподдельное проявление в поступках грешных людей может быть обусловлено только наделением ею свыше благодаря вере в Бога и Его Слово. Самое яркое в истории нашего бытия откровение о любви агапэ мы можем созерцать в Иисусе Христе, распятом за грехи всего человечества. Однажды Спаситель охарактеризовал степень этой любви следующими словами: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13).

Потрясающая аналогия

Как Господь мог словесно учить грешное человечество любви агапэ к ближнему, а тем более ее проиллюстрировать, когда на грешной земле это столь редкое явление? Это не так просто. Легче проявить любовь, чем объяснить, что это такое. Ведь как уже упоминалось, такая любовь может зародиться только в освященном Богом сердце. Но Бог не превзойден в Своей мудрости. Он знал, с чем можно сравнить любовь агапэ, исходящую от Него же Самого. Ее подобие Он видел там, где никто бы не догадался. Кто бы мог подумать, что сила и характерные черты божественной любви агапэ почти идентичны человеческой эгоистической любви к себе, т.е. себялюбию. Разница только в одной, но существенной детали – направлении этой любви. Весь негатив себялюбия или эгоизма заключается всего лишь в одном – направленности сугубо на себя. Любовь же агапэ проявляется практически так же, как себялюбие, но направлена не на себя, а на других – ближних.

Что общего между «агапэ» и эгоизмом?

Как и любовь агапэ, эгоистическая любовь к себе чрезвычайно чутка, жертвенна, заботлива, бескорыстна и благотворна, но только сугубо к себе. Если я совершаю какой-либо вопиющий проступок, то любовь к себе способна проявиться без всяких промедлений. Она несмотря ни на что меня простит, поймет, оправдает и не осудит. Любовь к себе позволяет мне легко уживаться с моими недостатками и пороками. Она позволяет мне принимать себя самого таким, каким я есть на самом деле. Любовь к себе побуждает меня немедленно искать пищу, когда я голоден, одевать себя, оберегая от холода и защищать себя от каких бы то ни было угроз. Любовь к себе не пожалеет никаких средств, если дело касается моего здоровья. Точно так же проявляется любовь агапэ, но только не к себе, а к ближним. Возможно ли это? Могу ли я так любить окружающих людей, как люблю себя? Да! Но только если на мое сердце, по моему искреннему желанию, повлияет Бог, Который является источником этой любви.

Отвергни себя

В вопросе себялюбия Спаситель не только не подогревал у людей любовь к самим себе, но, напротив, однозначно учил: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матфея 16:24). А вот еще: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоанна 12:25). Слова Христа отнюдь не противоречивы. Когда речь шла о настоящей любви к ближним, Он указывал, что ее сила должна быть такой же, как у любви к себе. Но когда Иисус говорил о таких решающих аспектах человеческой свободы, как выборе жизненного пути и жизненных приоритетах, то себялюбие грешного человека оказывалось противником собственного счастья. Сколько людей, которые слышали Христа, видели Его Божественную силу, чудеса и знамения, ходили вслед за Ним, но делали это из собственной корысти. Они так и не пожелали менять свои привычки, приоритеты, отказавшись от своих любимых тайных или явных пороков. Себялюбие по своей сути греховно и губительно для того, от кого оно исходит. Оно породило дьявола, который и есть праотец эгоизма. Эгоистическая любовь неразумна, слепа и неадекватна. Она часто заботится о том, что может приносить сиюминутный временный комфорт и удовольствия, пренебрегая вечными неземными ценностями.

Взвешенная самооценкаРазве может любить ближних, например, опустившийся человек, который за собой не смотрит, нигде не работает и каждый день пьян до беспамятства? Как он может любить других, если он считает - «Я пока не хочу жить по-другому!», «Мне и так хорошо!» В этом случае, как и в большинстве других, любви к себе столько много, что на других ее никогда не хватит. Таким образом, все мы рабы себялюбия, поэтому Христос и призывает каждого – «отвергнись себя» и живи по-новому.

Нельзя упускать из виду и то, что в результате деструктивного воспитания детей, деструктивных взаимоотношений в обществе или вследствие каких-либо несчастных случаев, у жертв таких обстоятельств порождается и деструктивное отношение к себе – отвращение, неуважение себя, закомплексованность, неуверенность в своих способностях и т.д. Нельзя сказать что такие люди лишены себялюбия. Эгоизм присутствует у всех в разной мере. Они также нуждаются в радости любить других. Но неверная самооценка не позволит им полноценно жить. В таких случаях самовнушением не помочь. Проявление к ним внимания, нежности, любви, заботы будет наилучшим лекарством.

Принцип полнокровной жизни

Сегодня каждый человек действительно нуждается в бескорыстной любви по отношению к себе. Но он не менее нуждается и в проявлении ее к ближнему. Планка Иисуса – «возлюби ближнего» весьма высока. Но как мало людей понимают, что проявление подлинной любви к окружающим может привнести в их жизнь настоящее удовлетворение, истинный смысл, чувство значимости и неподдельную радость. Ведь тот, кто живет только для себя, пожнет рано или поздно плоды наивысшего разочарования жизнью. Уважать себя без крайностей человек может только тогда, когда начнет понимать свои духовные корни и происхождение. Любить и уважать себя (здоровье, добрые качества…) без проявления и доли эгоизма человек может только в свете понимания того, что он Божье творение, и все чем он добрым обладает есть подарок Бога. Когда грешный человек с сокрушенным сердцем в духе покаяния понимает насколько он испортил Божий образ в себе и то, что для него сделал Бог, он абсолютно по-другому смотрит на себя. Он ищет возможности проявить любовь Божию к окружающим, как благодарность своему Создателю и Спасителю.  

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.