Брак и семья в еврейской традиции

Один отец может содержать десять сыновей, 
десять сыновей не могут содержать одного отца
(Еврейская пословица)

Пока человек не вступил в брак, он считается не до конца сотворенным, т.е.не раскрывшим все те возможности, которые заложены в нём с рождения и обнаруживаются только в том случае, если он себе пару. Это относится к умению работать, переживать и заботиться о других, к обретению собственного достоинства, осознанию святости жизни и постижению мистики Торы. Высшие умозрения могут сформироваться только на основе семейного опыта, на умении проявлять любовь и в радостные и в тяжелые моменты жизни.
Семья – одна из основных микрокосмических клеток Творения. Муж несет в себе начало справедливости: святость, авторитет, уважение, правду, нетерпимость к злу и греху. Жена являет собой милосердие: любовь, сострадание, гибкость способность прощать зло и грех. Семья объединяет эти начала в одно целое, воплощая единство и совершенство мироздания. Полнота личности невозможна вне семьи , в которой человеческая сущность дополняется противоположным и противоречащим ей началом.
В еврейской традиции название брака необычно – кидушин (“освящение”). “Человек должен оставить своих отца и мать и прилепиться к жене”, – говорит Тора. “Прилепиться” к своей паре – это обязанность мужчины, а не женщины. Мужчина призван раскрыть колоссальный творческий потенциал, который несет в себе женщина. Ее духовные силы находят свое выражение через достижения мужчины. Поэтому мудрецы Талмуда говорят: “Если ты хочешь узнать, кто муж, посмотри на жену”. Иногда трудно определить, настоящий ли это мужчина. Кто знает, искренен он или притворен, намерения его чисты или извращены?

Жена – разгадка мужа
“И учи детей своих”. Для евреев дети – величайшая и непреходящая ценность. Детская смертность у евреев развитых стран в два раза ниже детской смертности среди неевреев. Исходя из заповеди “плодитесь и размножайтесь” (Бытие, 1:28), мудрецы установили, что долг каждого еврея иметь по меньшей мере двух детей. Человек не может быть уважаемым раввином, не будучи женатым, и не может состоять членом еврейского Высшего суда, если у него нет детей. Мудрецы учили, что, глядя на детей, человек может понять как плохие поступки воспринимать с радостью.
Древнеримский историк Тацит общее для всех евреев правило не убивать детей считал религиозным предрассудком. Для него было смешным то, что “у них убийство любого ребенка считается преступлением”. Мыслители древности не могли понять, почему иудаизм отводит центральное место детям, требует умножения их числа и рассматривает воспитание малолетних как священную обязанность.
Талмуд указывал, что в каждом городе должна быть школа, а у одного учителя не должно быть более 25 учеников. Обучение бедных должно было быть бесплатным. Родителям запрещалось жить в городах, где отсутствовали школы, поскольку отец обязан обеспечить детям надлежащее образование.
Цель образования – понять, чего требует от человека Бог. Поэтому обучение было обязательным. В своем изложении еврейского закона Маймонид указывал: "Обязанность каждого еврея – изучать Тору, независимо от того, беден он или богат, в крепком или слабом здоровье, полон юношеских сил или стар и слаб. Даже если человек столь беден, что живет на содержании или просит милостыню на улице, или на его содержании многодетная семья , он обязан отводить днем или ночью определенное время для изучения Торы... До какого возраста должны учить Тору? До дня своей смерти...”
Кошерный секс. В сексуальной области иудаизм рассматривает две основные заповеди. Одна заповедь – это рождение детей, вторая – это доставление сексуального наслаждения партнёру. Женщина, как и пища, для ортодоксальных евреев может быть кошерной, то есть пригодной к употреблению, и некошерной. Более половины каждого месяца – за неделю до менструации и в течение недели после нее – ультраортодоксы, чтобы не поддаться соблазну, производят половое сношение через простыню с дырочкой. Когда же период воздержания подходит к концу, супружеская близость приобретает особую прелесть.
Отмечается, что основы жизни иудаизма почти неизбежно приводят к сексуальным расстройствам. Учитывая огромное количество сексуальных расстройств в Израиле, главный ашкеназийский раввин официально разрешил евреям пользоваться услугами продажных женщин. При этом жены не имеют права осуждать мужей.

Трудности развода
Число разводов в еврейской среде всегда было невелико. Например, в 1933 г. в Англии было заключено 2549 браков в соответствии с еврейским законом и произведено 40 разводов. “Если мужчина разводится с женой, даже жертвенник в Храме плачет”, – говорит Талмуд. Мудрецы ввели ряд законов для предотвращения разводов. Так, разводное письмо пишется по строго определенным многочисленным правилам, которые требуют специального изучения. После этого мужчина должен выплатить жене определенную сумму денег.
Одной из особенностей развода в еврейском законе является запрет для женщины, с которой муж развелся, заподозрив ее в измене, выйти замуж за того мужчину, на которого пало подозрение, что именно с ним она изменяла мужу. Если по каким-либо причинам такой брак был заключен, он должен быть расторгнут, как только суд убедится в том, что ранее имел место развод, причиной которого были подозрения мужа в измене жены. По закону Торы прелюбодеяние, т.е. связь с замужней женщиной, карается смертью. Чтобы прибегнуть к этой мере, необходимы свидетели связи. Когда муж уверен в неверности жены, но нет свидетелей, то развод неизбежен. Замужняя женщина, вступившая в интимную связь с посторонним мужчиной, делается запрещенной для обоих мужчин.
Освященная брачным союзом любовь между мужчиной и женщиной – явление уникальное. Жена не вправе подменить в своей постели тело мужа на другое мужское тело так же, как она не может подменить собственного тела. Брак является одним из важнейших критериев индивидуальности и ее мерой. Муж и жена – свидетели друг друга, свидетели взаимной уникальности и неподменимости. Не регулируя свои интимные связи браком и разводом, беспорядочно обмениваясь партнерами, люди разрушают собственную индивидуальность, подрывают основы собственной личности.

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.