ПОЛНАЯ ИСПОРЧЕННОСТЬ

«Человек, своим падением до состояния греха, полностью потерял всю способность стремиться к любому духовному добру, сопровождающему спасение». В своей проповеди: «Спасение для всех», Кальвин говорит: «Наша греховная природа противится Богу. А мы сами являемся великими Божьими врагами, которые постоянно Ему сопротивляются. Мы до такой степени погрязли во зле и нечестии, что не можем даже помыслить о благе». В «Наставление в христианской вере» XV гл. 4) он пишет: «Поэтому, хотя мы признаём, что образ Божий не окончательно разрушился и стёрся в человеке после грехопадения, он тем не менее подвергся такой порче, что пребывает в нём в чудовищно искажённом виде». Ссылаясь на слова Августина Жан пишет: «Мало кто помнил высказывание св. Августина, что естественные дары в человеке извращены, а сверхъестественные (то есть относящиеся к небесной жизни) у него отняты». Но это слова не Августина, а Гуго Сен-Викторского. («Наставление в христианской вере» книга 2, гл. II, 4)

Человек так создан, что он способен избирать то, что он хочет делать, чем заниматься, и кем стать. Ориген (185 - 254 гг.), основатель христианского, научного богословия пишет: «Мыслительная способность человека помогает ему различать добро от зла, а волевая способность избирать то или другое». Сам Кальвин подтверждает что это было общепринятым мнением. «Хотя это выражение неправомерно употребляют все писатели, мало кто его определяет. Представляется, однако, что Ориген всё же дал определение, и в его эпоху оно стало общепринятым: он утверждал, что это способность разума различать добро и зло и способность воли выбирать между тем и другим… Если уж мы следуем авторитету отцов, то заметим, что, хотя это выражение у них постоянно на устах, они ясно показывают, в каком смысле его употребляют. Особенно св. Августин, который без колебаний называл себя рабом. Верно, что в чём-то он расходится с теми, кто отрицает свободную волю, однако в нескольких местах он разъясняет, что имеет в виду, когда говорит: «Лишь бы никто не пытался отрицать свободную волю таким образом, словно он хочет извинить грех». «Бог создал Адама существом разумным, мыслящим, морально свободным, обладающим даром речи, совестью, памятью и волевой способностью. «Рабство греху хотя и испортило, однако  не лишило человека свободы воли. Иначе бы он перестал быть личностью, и потерял бы возможность общаться с Богом». (Ф. Леорой  Форлайне в книге «Библейская систематика»). Ещё древний философ пришёл к заключению: «Если я мыслю, значит существую».  Высмеивая здравомыслие мудрых людей и учителей церкви, Кальвин приводит их изречения: «Все люди убеждены в том, что счастье следует просить у Бога, мудрость — приобретать самому» (Цицерон. О природе богов, III, XXXVI, 87-88). Вот итог размышлений философов: разум заключён в рассудке человека, воля, предоставленная самой себе, под воздействием чувств склоняется ко злу; однако при наличии свободного выбора она может беспрепятственно и целиком подчиниться разуму. Иоанн Златоуст сказал однажды: «Добро и зло Бог оставил на наше усмотрение, дав нам свободную волю выбирать между тем и другим, и Он не тащит нас против воли, а принимает, когда мы добровольно идём к Нему» (Иоанн Златоуст. Гомилия о предательстве Иуды, 3 MPG, XLIX, 377). А также: «Дурной человек может, если захочет, стать хорошим; а тот, кто хорош, может измениться и стать дурным; ибо, вложив в нашу природу свободную волю, Бог не навязывает нам необходимость, а прописывает лекарства, которые мы употребляем, если нам это угодно» (Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, беседа XIX, 1 (MPG, LIII, 158-159). Также: «Мы ничего не можем делать без Божьей милости; но если мы не приложим собственных усилий, милость не будет нам дарована» (Там же, беседа XXV, 7 (MPG, LIII, 228). Ранее Златоуст говорил, что не всё сводится к помощи Бога — мы тоже вносим свой вклад. А вот ещё одно его характерное изречение: «Принесите всё своё — и Бог даст вам остальное» (Там же, беседа LIII, 2 (MPG, LIV, 468). С ним перекликаются слова св. Иеронима о том, что наше дело — начать, а дело Бога — довести до совершенства; наше дело — совершить то, что мы можем, а дело Бога — то, чего мы не можем (Иероним. Диалог против Пелагия, III, 1 (MPL, XXIII, 596). Разумеется, если называть вещи своими именами, то приведенные выше слова представляются ошибочными. Греческие учители — и особенно Иоанн Златоуст — более других усердствовали в неумеренном восхвалении возможностей человека. Однако почти все древние отцы (за исключением св. Августина) высказывались на эту тему всякий раз по-разному или же говорили неоднозначно и туманно, вследствие чего на основании их творений невозможно сделать бесспорные выводы». («Наставление в христианской вере» книга 2, гл. II, 4)

Просвещённые истиной Слова Божия должны прийти к заключению что Бог, Своим суверенитетом сохраняет разум, волю и его эмоциональный мир за человеком. Кальвин называет человека – «мыслящее животное».  «человек — мыслящее животное, он отличается от зверей, так как наделён разумом. При этом, однако, этот свет охвачен столь плотной тьмою неведения, что не в состоянии вырваться из неё. Подобно этому и воля, поскольку она неотделима от природы человека, не угасла совсем, но попала в рабство злым вожделениям, которые душат её, так что у неё нет сил стремиться к добру.  «Неразумные животные обладают ощущением, не выходящим за пределы их тела или того, что доступно чувствам. Между тем проворный человеческий дух обегает небо и землю, познаёт тайны природы, хранит в памяти множество сведений, осмысляет их и делает умозаключения от прошлого к будущему. Всё это свидетельствует о наличии в человеке некоторой части, отделённой от тела. Мы постигаем умом невидимого Бога и Ангелов, что совершенно недоступно телу. Мы отличаем истинно справедливое и благородное, чего не могут сделать телесные органы чувств». («Наставление в христианской вере» I книга, гл. XIV 2; книга 2, гл. II, 9). Ум, воля и чувства определяют личность с которой можно общаться, которую можно оскорбить или унизить. Бог создал человека подобным Себе для того что бы иметь общение с ним на добровольной основе. После грехопадения, Бог оставил способность в человеке слышать Его и отвечать на Его призыв. И хотя через грех «огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матф.13:15), Бог продолжал обращаться к человеку. «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?... Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (Рим.10:16,20,21) Божьи условия, требования и повеления предъявленные Адаму, не имели бы ни основания, ни логики. Наряду с другими тварями, человек управлялся бы инстинктами, а не требованиями разума и совести. Только человеку было заповедано: «Плодов дерева, которое среди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним», нарушение чего породило смерть всех его потомков и тварей созданных для него. (Рим.5:12-19). После грехопадения Бог продолжает обращаться к людям, призывая их к решению выбора в положительную сторону. «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7). Обращение Бога к первому «мертвецу» сделать выбор, определиться, захотеть, прийти, принять решение, со стороны Господа, выглядело бы несколько странно если бы по учению Кальвина Он знал что они не способны на Его призывы отреагировать, это выглядит как обращение к покойнику. Кальвин это обращение поясняет как призыв быть выше брата. Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» проводит мысль об имеющимся у человека выборе, чтобы ответить или не ответить на предлагаемые Божьи средства спасения: «Впрочем, с волей человека не то, что бывает с телесными ранами. В телесной природе недуги часто бывают неизлечимы, но с волей не так: напротив, нередко и злой человек, если захочет, может перемениться и сделаться добрым, и добрый, если не будет бдителен, может развратиться. Господь всех нас, создав нашу природу свободной, хотя с Своей стороны делает все, и следуя Своему человеколюбию, и зная тайны, сокрытые в глубине души, увещевает, советует и предостерегает от злого дня, но не принуждает, а предложив соответствующие врачевства, представляет все на волю больного». Кальвин пишет о Златоусте: «Меня удивляет, до какой степени могут заблуждаться даже такие великие люди! Как Иоанн Златоуст не понял, что различия между людьми проводит Сам Бог Своим выбором?» Р. Шенк отмечает: «Несомненно, все, чему Бог попускает случиться, происходит по Его воле. Но это не доказывает, что воля Его имеет единственный аспект. Все, что происходит во Вселенной, происходит по попускающей воле Божьей. Ни люди, ни ангелы, ни бесы не могут выйти за пределы попускающей Божьей воли. Но не все происходящее согласуется с совершенной волей Божьей. Кто-то может возразить, что, поскольку мир исполнен жадности, похоти, насилия, разврата, ненависти, ожесточенности, Богу, очевидно, это угодно. Но Писание утверждает обратное. Хотя Бог допускает существование зла в мире, Он открывает, что зло вызывает в Нем гнев и что Он повелевает всем людям покаяться. Таким образом, становится очевидным, что существуют два аспекта Божественной воли в отношении греха».

Спустя 1,5 тысячи лет «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем» (Быт.6:5,6). Все годы находилось что-то доброе среди падшего человечества и когда осталась одна семья хранящая Божественные стандарты, Бог истребил человечество и через семейство праведного Ноя продолжил род людской. «Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие», - сделав выбор между повиновением и неповиновением. Исав отказался от своего первородства, «Моисей, пришед в возраст (и сделав выбор) отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел (решил) страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение». Господь обращаясь Израилю прямо указывает на волю: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» (Ис.58:3). «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лук.7:30) Иисус Навин говорит народу: «Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и душою вашею». Слова: "старайтесь", "исполняйте", "ходите", "храните", "прилепляйтесь", "служите", "любите", "употребляйте усилие", обращены к воле человека. Даже в притче Спасителя о брачном пире, право свободного выбора специально подчеркивается, чтобы приглашаемый мог ответить на приглашение согласием или отказом. В притче мы встречаем и согласившихся присутствовать на пире и уклонившихся от пира под разными предлогами. Все призывы Бога к грешному человечеству обращены к его волевому решению. Сам Бог стоит за тем чтоб человек сохранял право свободной воли, когда после всего что потерял Иов, Он сказал сатане: «вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов.2:6). Душа включает не только жизнь, но и личностные качества: разум, волю и чувства. От человека Бог ожидает согласия воспользоваться Божественной помощью. «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис.45:22). «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис.55:7). «воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер.33:3). «так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» (Зах.1:3) Следовательно, по отношению к способности людей жить свято «образ Божий» поврежден в человеке полностью и необратимо, но по отношению к их способности видеть руку Божию, слышать Его призвание и выразить свое отношение к греху и к Богу он сохранился.  «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:19,20)

КТО НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Главный вопрос теории «полной испорченности» - даёт ли Бог благодать для принятия спасения всем или безусловно избранным. Подобная теория выдвигает образ Бога не как человеколюбивого Создателя и Спасителя, а как непредсказуемого монарха. Необходимо определиться – спасительная вера есть подарок или ответ воли человека. Если мы будем утверждать что вера есть исключительно подарок Божественной любви, тогда мы в праве требовать ответственности с Того Кто её не подарил ибо нельзя спрашивать того что не дано. В этом случае вся ответственность за не уверовавших ложится на любящего Бога. Но если заявить что это подарок на усмотрение Бога, тогда нужно признать что дар можно принять, а можно и отвергнуть. Отрицать свободу воли в человеке подобно возведению на Бога тяжелого обвинения в Его нелогичности, несправедливости и лицеприятиия. Если человек лишен выбора, то он выполняет то, что Бог предопределил ему прежде его рождения, а следовательно в вечной гибели виноват не человек, а Бог. В отличие от Кальвина даже сатана считается с волей человека. «Петр сказал: Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому» (Деян.5:3-4).  Кальвин в своём страстном желании отстоять суверенитет Бога, возвёл на Него самые тяжкие обвинения, возложив ответственность бесов и человеков на Господа, сделав Его виновным во всех их злодеяниях. «Причина, почему Бог избирает некоторых людей и осуждает на вечные муки других, находится ни в чем ином, как лишь в Его замысле [proposito]. Если мы не можем указать другой причины [rationem], по которой Бог принимает избранных, кроме той, что это Ему угодно, то мы не можем назвать и другой причины, почему Он отвергает остальных людей, кроме как Его воли [voluntatem]… Бог может воздвигнуть [finem] отверженных, чтобы явить этим Свою славу». На вопрос что Бог избирает одного, отвергая (reiecto) другого, кальвинисты отвечают безответным словом: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"» (Рим.9:20). На конференции в Сакраменто 11/20/ 2010 Алексей Коломийцев, задал вопрос: «Если Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), то почему же в таком случае все не спасаются и идут в ад? И отвечает: «Скажете они сами виноваты. Но ведь их такими сотворил Сам Бог». Отстаивая суверенитет Бога, такие заявления напрямую обвиняют Бога в погибели людей, которые исходят из неполного знания Писаний и силы Божией. «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7:29). Бог по Своей суверенной воле уважает свободную волю человека и не стремится навязать ему Свою благодать. Присутствие в мире греха, разврата и убийства основано на допущении Бога, но никак не на Его создании и желании. Принцип спасения Бог изложил через пророка Иезекииля: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.  Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: "неправ путь Господа!" Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет. А дом Израилев говорит: "неправ путь Господа!" Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?» (Иез.18:20-29). Иуда, как и Анания с Сапфирой на добровольных условиях сделался предателем (Лук.6:16). Слово «сделался» подразумевает изменение к худшему, произошедшее уже после его избрания апостолом, или особым посланником Христа. «он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего» (Деян.1:17). О Филите в Новом Завете упоминается всего один раз, а о его напарнике Именее есть больше информации. В 1Тим.1:19,20 Именей (если это тот же самый Именей) приведен в качестве примера человека, потерпевшего кораблекрушение в вере. На его примере Павел назидает Тимофея держаться веры и иметь добрую совесть, чтобы то что приключилось с ними не произошло с Тимофеем, несмотря на полученную им печать Святого Духа и охраняющую силу Бога.

Бог избрал единственным условием спасения грешника не его разум, характер, духовность или предопределение, а доступную каждому простую веру. Шаг веры - это, волевое решение, акт покорности благовестию. И, напротив, неверие - акт непослушания благовестию, «но не все послушались благовествования» (Рим.10:16). «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим.6:16). Вся Библия говорит о том, что Бог не только не лишил нас этого права, но поощряет нас к правильному использованию этого права. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:11-13).  «Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян.8:37). Иоанн Златоуст (347 - 407 гг.) «Так как Бог поместил добро и зло в сфере нашего достижения, то Он же и представил нам право свободного выбора». Исходя из права волевого решения «Бог повелевает (всему миру) всем людям, повсюду покаяться», Он готов простить и принять всякого кто призовёт имя Его. Он взывает ко всем людям, населяющим землю и говорит: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли!» (Ис.45.22). В притче царь повелевает: «Всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф.22.10). Но Слово Божие одновременно открывает нам и тот печальный факт, что не все воспользуются Его приглашением. Бог так сделал, что Его искупление и приглашение вменяется только тем, кто слушая радостную весть о Божьем спасении, уверуют в их Господа Иисуса Христа и последуют за Ним. «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9). На этих двух условиях лежит судьба человека, «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам» (Деян.15:8). Осознавая насколько важна воля человека и что последует за его ожесточением, Писание говорит: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес» (Евр.12:25). Противореча сам себе, не разумея что «протянет руку» и есть свободная воля, Кальвин приводит слова Августина: «Христос есть дерево жизни, и тот, кто протянет к нему руку, будет жив. А дерево познания добра и зла есть свободная воля, и тот, кто вкусит от него, умрёт». Моральная ответственность человека законна и неизбежна только в том случае, если у человека есть свобода выбора. «зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:11). «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). Иоанн Златоуст (347–407), который жил в годы, близкие к годам жизни Августина (354–430), много внимания уделял вопросам спасения и ответственности человека в принятии или отвержении Благой Вести для спасения. Иоанн Златоуст оставил целую книгу, которую он назвал «Шесть слов о судьбе и провидении», где он подверг резкой критике языческие представления о судьбе, проникшие в христианскую среду: «Не будем приписывать управление мира демонам, не будем думать, что о настоящих делах никто не промышляет, не будем думать противопоставлять Промыслу Божию тирании какого-то рока и судьбы… Бог сказал: «если хотите» и «если не хотите», делая нас господами добродетели и порока и полагая это в зависимость от нашего образа мыслей. А что говорит тот, т.е. диавол? То, что избежать определенного судьбою невозможно, хотим мы того или не хотим… Это хуже всякого греха; о том, конечно, позаботился и диавол, чтобы мы не только сделались нерадивыми к добродетели и склонными к пороку, приписывали Богу причину всего, но чтобы под видом защиты, сделав богохульными и нашу душу, и наш язык, мы обвиняли Бога и себя и с самих себя слагали обвинение в совершаемом, перенося его на Того, Кто в действительности не виновен». Многие места Писания показывают, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), однако тот факт, что не все люди спасутся, свидетельствует о том что Бог считается с выбором человека. Именно так и заканчивается обращение Бога к людям: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его… Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр.22:11-12,17). «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18). Если человек получает спасение, то это происходит в соответствии с волей Божией, а если человек противится и не покоряется истине это происходит в соответствии с желанием человека. «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5). Из «Наставления в христианской вере» гл. XV 8, можно было бы обобщить философию Кальвина такими словами, добавив предлог «нет» к слову «ищет». «Однако те, кто называет себя христианином и тем не менее сидит на двух стульях, пятная божественную истину заблуждениями философов, те, кто (не) ищет в человеке свободную волю, будучи погружён в бездну духовной смерти, - такие люди, по моему убеждению, совершенные безумцы, не причастные ни небу, ни земле».Так поступает и Бог: «Разве Я хочу смерти беззаконника? - говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез.18:23). Хотя люди и враги Богу, но Он им не враг и каждому даёт условия и возможность обратиться к Нему и жить. Он желает грешников спасти, а не погубить; помиловать, а не казнить, потому что «превыше небес милость Его» (Пс.105:5). Бог обращается через Моисея: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор.30:19). Наш выбор имеет последствия смерти и жизни: «душа моя непрестанно в руке моей» (Пс.118:109) «Вся слава за спасение принадлежит Богу, а вся вина упорства во грехе лежит на человеке» - Ч. Сперджен.

Вывод:
1. Это учение искажает понятие о человеке как личности и сводит его на один уровень с животным, лишенным разумной воли. Из кого же тогда Христос готовит Свою Невесту? Нет больше унижения человека, как парализовать его волю, убедив что он не может слышать призыв Божий и отвечать на него, что лишает человека главной цели жизни: «дабы они искали Бога».
2. Делает бессмысленными и не искренними воззвания Бога к человеку, неспособному ответить Ему и слёзы Христа на Елеонской горе.
3. Искажает учение о вере, ставит её как следствие рождения свыше, лишая ответственности человека в волевом решении слышать, умиляться сердцем, растворять верой и покаяться.
4. Уничтожает сущность суда, как следствия за грех, извиняя его как проявление своеволия. Если грешник - существо не имеющее своей воли, то он также безответственен за свои поступки, как и всякая бессловесная тварь; а если он имеет свободную волю, то Бог «ожесточил его сердце, чтоб сделать его сосудом гнева» не оставив права выбора. То есть Он сознательно создал человека на зло и погибель.

из книги «ОБРАТНАЯ СТОРОНА»

About the author: Иванилов Сергей

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.